Ви є тут

Социальные проблемы развития института сервиса в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Бидниченко Евгений Васильевич
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
378
Артикул:
193183
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования сервиса как социального
института................................
Глава 2. Институт сервиса: социальная сущность,
особенности, структура...............................
Глава 3. Диалектика взаимосвязи социальных субъектов в институциональном пространстве
сервиса..............................................
Глава 4. Основные особенности процесса трансформации института сервиса в современной России и
Республике Башкортостан.............................
Глава 5. Социальные аспекты интеграции
института сервиса Российской Федерации и Республики
Башкортостан в мировой рынок услуг...................
Заключение.......................................
Список использованной литературы.................
Приложение......................................
стр.
3
16
79
149
207
278
330
342
365
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В России на рубеже XXI столетия происходят кардинальные изменения, связанные с переходом к социально ориентированному рыночному обществу. Эти изменения осуществляются в условиях процессов глобализации и перехода к открытому обществу в практике международных отношений. История новейшего времени показывает, что трансформационные процессы происходят успешно в тех странах, где осуществляется эволюционный переход к смешанной экономике и соответствующей ей социальной структуре. Специфика переходного периода в каждой конкретной стране по-своему отражается в социальных инновациях, формах и механизмах изменения социальных систем.
В числе важнейших социальных систем особое место занимает институт сервиса, роль которого в обществе неуклонно возрастает. В развитых странах мира в его структурах занято до 70% трудоспособного населения и производится свыше 50% валового внутреннего продукта. В России во всей сфере сервиса (сопоставимого с другими странами) занято 38% трудоспособного населения. При этом 20% работников сферы сервиса занято на транспорте, связи и в других видах производственного сервиса, что нетипично для развитых стран. Доля российского сервиса в валовом внутреннем продукте в середине 90-х годов составила около 50%, что объясняется, однако, не уровнем развития сферы сервиса как третичного сектора народного хозяйства, а состоянием глубокого кризиса его первичного и вторичного секторов.
Переходный период российского общества к рыночным отношениям характеризуется увеличением разнообразия видов деятельности людей, что создает принципиально новую среду их взаимодействия в производственных и внепроизводственных условиях.
Эти изменения самым существенным образом отражаются на структуре института сервиса и его функциональном предназначении. Изменяются взаимосвязи и взаимодействия его системных составляющих, формы
36
общественного хозяйства существенно различаются. Согласно “расширенной концепции” А. Маршалла, производство включает в себя материальные блага и услуги, которые создаются трудом и капиталом, имеются в ограниченном объеме, удовлетворяют экономические потребности и обладают определенной стоимостью и ценой. Услуги, так же как и материальные блага, обладают полезностью и должны быть включены в состав национального продукта и национального дохода.
В связи с этим в состав производства, кроме услуг, оказываемых самому производству, входят блага и услуги, произведенные для рынка, т.е. реализуемые по ценам, превышающим затраты: услуги потребительских благ длительного пользования, услуги органов управления, услуги организаций некоммерческого характера, товары и услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного пользования .
Реализация концепции расширенного производства обусловила введение в практику экономических отношений западных стран особых правил и процедур анализа механизма воспроизводства в системе народного хозяйства страны как единого целого. В качестве главного инструмента анализа воспроизводства в странах западного мира уже несколько десятилетий используется система национальных счетов (СНС), охватывающая практически все товары и услуги, имеющие место в народном хозяйстве страны. Единственное исключение составляют практически не поддающиеся достоверному учету услуги домашних хозяек по приготовлению пищи, воспитанию детей и тому подобное. Таким образом, согласно концепции СНС, общественное производство включает в себя следующие виды деятельности .
1 Система национальных счетов и платежный баланс России. Кулагина Г.Д., Башкатов Б.И. и др. С.2.
1 См.: Курс экономической теории / Под ред. A.B. Сидорович.
37
производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
производство услуг для реализации;
деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
производство нерыночных услуг органами государственного управления (включаются как коллективные услуги в области общего управления, обороны и так далее, так и индивидуальные услуги в области просвещения, образования и прочее);
производство нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шофера); оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.
Подобное структурирование определяет границы общественного производства в целом и исходит из группировки всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам: нефинансовые корпорации,
финансовые корпорации, государственное управление, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Информация, содержащаяся в секторных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, закрепленных за указанными секторами, позволяет в конечном итоге получить все наиболее важные экономические показатели — агрегаты, характеризующие состояние всего общественного производства страны.
Таким образом, различие между производительным и непроизводительным трудом не только не играет здесь какой-либо существенной роли в определении уровня общественного производства