Ви є тут

Динамика социального статуса педагогов : На примере Республики Мордовия

Автор: 
Стародубцева Любовь Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273334
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение .....................................................3
1. МЕСТО И РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Образование как социокультурный институт и сфера деятельности педагога ............................................................14
1.2. Статус и статусная адаптация педагога в современном обществе 4^>
1.3 Функции педагогической деятельности ......................71
2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И СТАТУСНАЯ АДАПТАЦИЯ У ЧИЗЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
2.1. Социально-демографическая характеристика и уровень жизни учительства РМ ......................................................96
2.2. Динамика ценностных ориентаций и статусная адаптация учителей РМ .................................................................136
Заключение .................................................165
Список использованных источников ...........................170
Приложения ..................................................187
3
Введение
Актуальность темы исследования
Современное российское общество преодолевает глубокий системный кризис. Для него характерно масштабное снижение уровня и качества жизни для абсолютного большинства россиян, что связано с изменением статуса многих социальных групп и престижа различных профессий, особенно в сферах финансируемых бюджетом. Больнее всего эти процессы коснулись труда учителей, воспитателей, преподавателей различных учебных заведений. Работники образования оказались поставленными в исключительно сложные для жизнедеятельности и профессионального труда условия. Однако, несмотря на все испытания, тяготы и лишения, эта система оказалась достаточно стойкой и жизнеспособной. Болес того, в трансформируемом российском обществе образование стало одним из системообразующих и базовых элементов, цементирующих общество, обеспечивающих целостность социокультурного пространства.
Важность исследования социального статуса учителя обусловлена тем, что его роль в обществе исключительно высока практически в любых исторических условиях. Особая значимость социальных позиций педагога обусловлена его функциями в общественном воспроизводстве и в процессе социализации новых поколений. Педагоги, являясь субъектами формирования растущего человека, отражают характерные признаки представлений о целях образования в каждую историческую эпоху. При всем различии взглядов на образование опыт показывает, что основы культуры закладываются в ранние годы. Именно поэтому все народы высоко ценят роль учителя в жизни общества.
Современные российские социально-экономические процессы самым непосредственным образом отразились на различных сторонах жизнедеятельности учительства. Существенно изменилась структура доходов семейного бюджета, снизилась финансовая доступность материальных и духовных благ, которые можно получить на заработную плату.
19
Т. Парсонс предложил изучать образование как институт социализации в современном обществе и исследовать учебные учреждения как социальные системы. В рамках этого подхода рассматриваются школы и вузы, группы учащихся и преподавателей, педагогические коллективы как социометрические структуры.
Образовательная система функционирует и ра:твивается в процессе обучения и воспитания человека. “Образование по самой своей сущности - это процесс. Процесс движения от целей к результату, процесс субъектнообъектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности” [37, 47-48]. В образовательном процессе решается его основная задача - развитие и саморазвитие человека как личности. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека, видоизменяясь по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя процессуальную сторону, выступает в качестве его основной черты.
Образование связано со всеми сферами общественной жизни: экономической, политической, культурной. Экономика определяет материальную базу сферы образования, обусловливает его содержание в плане структуры дисциплин, спектра специальностей и профессий. Политическая сфера воздействует на систему образования через характер режима власти, демократический или тоталитарный, определяя уровень открытости общества, что влияет на структуру и содержание образования. Сфера культуры влияет на образование на всех уровнях: макро-, мезо- и микроуровне посредством религиозных, нравственных, эстетических ценностей, традиций, менталитета.
20
Тем не менее образование представляет собой достаточно консервативную, самодостаточную и автономную систему, способную оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От того, как функционирует эта система, зависит качество трудовых ресурсов, а также состояние экономики. Образование является могучим инструментом воздействия на политическую сферу общественной жизни и социальную структуру общества.
При рассмотрении стратегии развития образования нельзя абстрагироваться от процессуальной стороны. Без учета специфики педагогического процесса любые образовательные системы будут абстрактными схемами, далекими от реальной педагогической практики. Процессуальный аспект образования самым непосредственным образом связан с преподаванием и учением, практической педагогической деятельностью. Разнообразные частные проблемы организации педагогического процесса решаются на основе понимания принципиальных особенностей сложной и специфической деятельности педагога - его главного действующего лица. Таким образом, именно педагогический процесс - однин из решающих факторов, определяющих результат образования.
Итак, образование по своей сущности еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния “потребителей продукции” образовательной сферы - государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом [37, 57].
Образование как результат может рассматриваться в двух аспектах. Первый - образ результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Следовательно, содержание стандарта есть потенциально