Ви є тут

Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье

Автор: 
Батомункуева Саяна Баировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
157
Артикул:
192206
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.......................................................... 3
Глава I. Теория и методология исследований социокультурных традиций в современной городской бурятской семье
1.1. Семья как объект междисциплинарных исследований.......... 13
1.2. Традиции, обряды, обычаи в этнокультурной истории бурят 30
1.3. Социальная динамика развития традиций в городской 58
бурятской семье...............................................
Глава II. Современные проблемы возрождения и изменения социокультурных традиций в городской бурятской семье
2.1. Социокультурные традиции в современной городской 74
семье буря г..................................................
2.2. Методика исследования возрождения социокультурных 91
традиций в семье..............................................
и ?
2.3. Роль семье в возрождении социокультурных и национальных 109
традиций......................................................
Заключение...................................................... 129
Литература...................................................... 132
Приложение...................................................... 151
2
Введение
Актуальность темы исследования. На данном этапе в обществе происходит возврат к истокам своих культур, приобщение к традициям, необходимым для сознания принадлежности к своей нации, для этнической самоидентификации в меняющемся мире. В связи с этим повысился интерес к современным исследованиям проблем традиционных культур, возросла значимость этнических факторов в общественной жизни.
В современном обществе возрастает интерес к традициям, обрядам, обычаям и ритуалам. В ситуации политического, социального, экономического, экологического и культурного кризиса человек возвращается к утраченным духовным ценностям через возрождение социокультурных традиций. В процессе этнической мобилизации и самоидентификации народов требуется активизация исследований социальных институтов, выявления условий и факторов формирования этнической специфики.
Семья как основной институт и носитель этнокультурных традиций является важнейшим социальным инструментом влияния на процессы общественного развития, изменения культурной политики. Именно в семье порождаются, культивируются и развиваются социокультурные изменения.
Именно семья является носителем и хранителем традиционных ценностей. Знание о состоянии современной городской бурятской семьи дает возможность формировать объективный взгляд на процессы, происходящие в обществе.
Необходимость изучения социокультурных традиций в семье связана также с общей тенденцией повышения интереса различных отраслей наук к традиционным культурам, определению их места и функций в общем социокультурном пространстве, их влиянию на развитие социальных институтов, в частности института семьи и брака. Перестройка в
3
функций семьи, совершенствованием брачно-семейных отношений, повышением воспитательного потенциала семьи.
Семья является базовой основой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и социокультурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в жизни общества. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.
Анализ реально складывающейся ситуации в семье как базовом социальном институте показывает, что наряду с изучением общих характеристик, требуется исследование возрождения социокультурных традиций, влияющих на современное развитие общества.
Однако до настоящего времени среди ученых нет общепринятого мнения относительно диагностики положения института семьи в обществе и перспектив его развития. Представители двух противоположных парадигм - «кризисной» и «прогрессистской» - по-разному трактуют причины и последствия социального состояния института семьи. Так, А.И. Антонов, С.В. Дармодехин, В.М. Медков и др. рассматривают современную семейную ситуацию в России как следствие глубокого кризиса семьи в результате длительных, дестабилизирующих семью процессов, характерных для всех индустриально развитых стран.
Представители «прогрессистской» парадигмы (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, С.И. Голод, М.С. Мацковский и др.)1 считают происходящие изменения семьи позитивными, эволюционными,
1 Вишневский Л.Г. Современная семья: идеология и политика // Свободная мысль. - 1993. -№11. - С. 110-120.; Волков Л.Г. Семья - объект демографии.- М.: Статистика, 1986.- 217 с.; Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.-272с.; Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. - М., 1989.- 116 с.
14
обусловленными процессами развития общества. Негативные
социально-демографические тенденции (падение рождаемости, рост количества разводов и неполных семей), расцениваются ими, как не вызывающие особых опасений, и объясняются временным характером трудностей в адаптации семьи к быстро меняющимся условиям.
Специфика предлагаемой работы - в междисциплинарном
подходе, который осуществлялся на основе анализа и учета научных данных в различных областях знаний, относящихся к тематике данного исследования: исторических, философских, этнографических,
социологических, экономических.
Семья как малая социальная группа общества основана на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, дети, родители, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и моральной ответственности. Жизнь семьи как важнейшего социального института характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от экономических и этносоциальных отношений в целом, а также от этнокультурного развития народов. Следовательно, семейная жизнь должна рассматриваться с точки зрения этноцентризма.
Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социальной группы, входит в предмет изучения социальной философии и социологии, воспитания и социализации личности, социологии образования, политики, права, культуры, труда. Она позволяет лучше изучить процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье затруднены прикладные социологические исследования, она описывается в терминах социального поведения, конструирования социальных реалий, жизнедеятельности людей.
15