Содержание:
Введение...............................................................3
Глава 1. Гражданское общество: институцнальные аспекты самоуправления ......................................................14
1.1. Сообщества как структурный элемент социологического анализа
социальных процессов................................................14
У 1 .2. Структурные возможности и ограничения для функционирования
К 'студенческих самоуправляемых сообществ в российском и
\ западноевропейских обществах: ретроспективный анализ.................45
г
Глава 2. Самоуправляемые сообщества, как индикатор развития гра/кданского общества в России.......................................83
2.1. Принципы и факторы эффективной деятельности студенческих
сообществ...........................................................83
2.2. Состояние студенческого самоуправления, как индикатор развития
институтов гражданского общества в России: на примере студенчества г.
Саратова...........................................................116
Заключение...........................................................134
Список литературы....................................................137
Приложение 1.........................................................146
Приложение 2.........................................................155
2
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью научной рефлексии логики процессов трансформации социальной структуры в условиях переходного периода в современном российском обществе, анализа критериев эффективности направления социальных изменений. Резкая смена общественно-политического режима в начале 1990-х привела к активизации масштабных и глубоких трансформационных процессов на всем постсоветском пространстве, наиболее значительными следствиями которых стали исчезновение жесткой централизованной системы общественного регулирования и изменение вектора развития современного российского общества, ориентированного на построение общественных отношений, основанных на принципах демократии и гражданского общества. Результатом общественно-политических трансформаций становится формирование качественной иной социальной структуры, представляющей собой неоднородное социальное пространство, состоящее из множества социальных групп, имеющих специфические интересы и потребности. В условиях отсутствия единого регулирующего центра, способного организовать и определить логику функционирования и взаимодействия социальных субъектов, актуализируется потребность формирования в обществе самоуправляемых сообществ, которые оказываются способными осознавать существование проблемной ситуации, обсуждать и мобилизовывать необходимые ресурсы внутренней и внешней социальной среды для решения как узкогрупповых, так и общезначимых задач.
Появление и функционирование на общественно-политической арене самоуправляемых субъектов выступает значимым показателем уровня развития гражданских отношений в российском обществе. В рамках данной работы в качестве такого показателя рассматривается феномен самоуправления в студенческой среде. Выбранный ракурс объясняется тем, что образовательная среда, с одной стороны, репрезентирует сложившийся комплекс институтов и отноше-
3
Глава 1. Гражданское общество: институциальные аспекты самоуправления
1.1. Сообщества как структурный элемент социологического анализа социальных процессов
Начнем наше исследование с определения существенных признаков и черт сообществ, которые будут использованы нами для более точного выделения предмета исследования.
Первые упоминания о сообществах мы находим в работах Аристотеля, который видел в основе существования сообществ тесные взаимоотношения между их членами, которые он называл - дружбой, которая находит свое выражение в том, члены сообщества получают определенную пользу и удовольствия от этой дружбы. Степень дружбы может быть различной, определяя тем самым степень общности, которая в своем наивысшем качестве выражается в общности всех материальных и духовных благ.
Аристотель говорит, о соотношении общества (или государства) с сообществами. Общество по Аристотелю состоит из множества сообществ, которые выполняют различные общественно значимые функции, которыми они обмениваются посредством государственного регулирования. Таким образом, Аристотель подводит нас к мысли, что в основе всякого образования людей лежат межличностные отношения, которые образуются и поддерживаются до тех пор, пока они способствуют удовлетворению потребностей людей включенных в эти отношения. Аристотель отмечает, что общество в целом состоит из множества сообществ, которые выполняют для своих членов те же функции, что и сообщество для своих членов, то есть общество функционирует (координирует взаимоотношения между индивидами, удовлетворяет их потребности), посредством деятельности более локальных сообществ1.
1 Философы Греции. М.: нзд-во «ЭКСМО-Пресс», 1997,С.233-236
Понимание разнородности устройства общества, можно встретить в творчестве Макса Вебера, который рассматривал общество, как арену соревнующихся социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы, чувство достоинства, соответствующие своему статусу и определенным взглядам на окружающий мир и на людей2. Взгляды на общество, предложенные классиками философии и социологии, поддерживают и современные социологи Ю.Г. Волкова и И.В. Мостовой, которые сходятся на мысли, что общество - это тоже общность, только большая; общество - это постоянно развивающаяся система многочисленных более мелких общностей (архаичных и современных, сформированных или зарождающихся, структурированных или «массовидных» и т.п.)3. Эта логика следует идеям Макса Вебера, который, размышляя об обществе и компонентах его составляющих, говорит о том, что общество - это конгломерат социальных групп4.
Косвенным определением сообщества может выступать, высказывание Г. Блумера, разводящее понятие массы и сообщества. По его мнению масса лишена черт общества или общины (community). У нее нет никакой социальной организации, никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, никакой организованной группы установок, никакой структуры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется в виду массовое поведение5. Очевидно, что если убрать частицу «не» из приведенного определения масс, мы получим в чистом виде определение сообщества. Вместе с тем, в данном случае определение сообщества сливается с определением общества. Таким образом, мы можем говорить о том, что значимыми характери-
2 Вебер М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994, С.570
3 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. проф. В.И. Добрснькова. - М.: Гардарика, 1998, С. 66
4 Вебер М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994, С. 569
5 Г. Блумер Коллективное поведение / Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добрень-кова.-М.: Изд-во МГУ, 1994, С.99
- Київ+380960830922