Ви є тут

Теория и практика третичной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы

Автор: 
Григорова Зинаида Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193006
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................... 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ................... 11
1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы девиантного поведения. 11
1.2. Девиантное поведение несовершеннолетних: тенденции, причины, профилактика.................................................... 27
1.3. Психологические и социальные особенности подростков с девиантным поведением........................................... 53
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕТИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ..................................................... 63
2.1. Понятие социальной технологии и этические аспекты ее
моделирования................................................. 63
2.2. Область применения социальны^ технологий профилактики девиантного поведения подростков................................ 70
2.3. Структура и методы социальной технологии третичной профилактики девиантного поведения подростков в воспитательной колонии для несовершеннолетних......................................... 79
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕТИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ............................................
3.1. Реализация проблемно - подготовительного блока социальной технологии...................................................... 89
3.2. Влияние условий среды пенитенциарного учреждения на личность осужденного подростка........................................... 99
3.3. Подготовка и проведение социально-психологическою тренинга с подростками в воспитательной колонии........................... 119
3.4. Анализ эффективности социальной технологии и дальнейшие перспективы социальной работы в воспитательной колонии......... 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 147
ЛИТЕРАТУРА.................................................... 150
Приложения..................................................... 165
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие в подростково-юношеской среде произошли сложные процессы, результатом которых явились переоценка культурных ценностей предыдущих поколений и нарушение преемственности в передаче социокультурного опыта. Социологические исследования последних лет свидетельствует об общем ценностном и нормативном кризисе у современной молодежи. Это не могло не сказаться на проявлениях девиантного поведения среди несовершеннолетних, в частности, одной из самых опасных его форм -преступности.
Несмотря на тенденцию сокращения доли несовершеннолетних в общей массе лиц, выявленных как совершивших преступления, увеличивается доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе правонарушений, совершенных подростками, они составляют около 75 %. Наблюдается интенсивный рост криминальной активносги детей младших возрастов. Но, как извесгно, чем раньше человек сгановится на преступный путь, тем меньше у него шансов исправиться, а сам путь будет длиннее и опаснее. Устойчивой чертой становится групповой характер преступлений совершаемых подростками. Свыше 60 % составляет доля групповых преступлений. Причем групповая преступность несовершеннолетних все более приобретает признаки организованности.
Отмечается большой процент рецидивной преступности среди
несовершеннолетних - бывших воспитанников исправительных учреждений. Такая ситуация связана с тем, что возвращение в тот же социум, без особого внимания и участия общесгва в их судьбе часто заканчивается повторным попаданием в места лишения свободы.
Вместе с тем, в России до сих пор отсутствует комплексная разноуровневая система профилактики девиантного поведения,
многочисленные разноведомственные социальные институты превентивной практики действуют разобщенно и нескоординированно. Не распространена практика социальной работы в пенитенциарных
исследование действий неформальных правил внутри организации позволяет понять, как появляются категории девиаций и каким образом человек попадает в разряд девиантов. Организационные теории определения девиации включают концепцию “Социальной организации полицейского ареста” Дональда Блэка, “Моральную ’’карьеру” человека с ментальными расстройствами” Эрвина Гоффмана и теорию “Создания слепог о человека” Роберта Скотта.
В своей концепции социальной организации полицейского ареста Блэк пытается ответить на вопрос о том, действительно ли существуют неформатные правила в организации полицейской работы. Если такие правила действительно существуют то тогда можно говорить о том, что институт полиции “продуцирует” девиации в дополнение к действительному объему девиаций данного общества, поскольку полиция оказывается вовлеченной в процесс формирования дефиниций девиаций и девиантного поведения. Гоффман, развивая концепцию социальной организации политического ареста Блэка, обращается к исследованию “моральной карьеры” пациентов психиатрических учреждений, опираясь па анализ “Я-конценции" и самооценки человека.
Скотт в своей теории “Создания слепого человека ” опираясь на идеи организационных теорий, попытался исследовать, каким образом организации для слепых в действительности “создают” слепоту. Поскольку сама по себе слепота является отклонением от нормы, то организации для слепых являются системами, “продуцирующими” девиантов, по мнению Скотта.
М икросубъект ивистские теории уделяют основное внимание процессу социального взаимодействия, через который люди определяют и интерпретируют поведение индивида как девиантное, а его самого называют девиантом.
Определительные теории исследуют механизмы и структуру процессов социального взаимодействия, в результате которых человеку навешивается ярлык девианта. Представлены “Теорией ретроспективной
22
интерпретации11 Джона Китсусе и Теорией девиации и благонравия” Даррелла Стиффенсмейера и Роберта Терри. Основное утверждение определительных теорий сводится к тому, что девиации - это не что иное, как определения, которыми одни люди обозначаюг других [79, с. 58].
Теория ретроспективной интерпретации Китсусе описывает процесс, при котором социальное окружение для того, чтобы “легализовать” присвоенный человеку ярлык девианта, “реинтерпрегирует” историю этого человека. Теория девиации и благонравия Даррелла Стиффенсмейера и Роберта Терри исследует взаимосвязь между определением обществом личности как девианта и такими социальными характеристиками этой личности, как пол, раса, внешность и др.
Теории навешивания ярлыков (теории стигматизации). Согласно основным положениям теорий стигматизации, ничто не является преступным, но общество определяет некоторые поступки как преступные и клеймит их. Человек становится преступником первоначально потому, что его поведение признано преступным в результате стигматизации, осуществленной системой уголовной юстиции. Теории стигматизации представлены “Теорией драматизации зла” Франка Танненбаума, ‘‘Теорией вторичной девиации" Эдвина Лемерта и “Теорией преступной (девиантной) карьеры" Говарда Беккера.
Основное положение теории драматизации зла Танненбаума заключается в том, что ничто не является преступным, но общество определяет некоторые поступки как преступные и клеймит их. Драматизация зла и популяризация известных преступников превращают преступную карьеру в один из способов, помогающих хотя бы привлечь внимание публики, и, следовательно, формируют репутацию, которая понуждает индивида придерживаться преступной роли.
В теории вторичной девиации Лемерт ввел термин “вторичная девиантность", обозначающий девиантное поведение, которое используется как средство защиты, нападения или приспособления. Он выделяет следующие этапы развития вторичной девиантности [79, с. 61-62]: