ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Анализ концепций элек торальною поведения в социологии.
1.1 Теоретические подходы к изучению политического поведения
1.2 Основные модели электорального поведения
1.3 Структурно-типологическая модель детерминации электорального поведения.
Глава 2. Социологические детерминанты структуры электорального поведения в современной России
2.1. Методология и инструментарий эмпирического социологического исследования факторов электорального поведения.
2.2. Социально-структурные факторы электорального поведения. '
2.3. Ценностные факторы электорального поведения.
Заключение
Литература
Приложения
стр. 3
стр. 8 стр. 22
стр. 68
стр. 74 с гр. 83 стр. 102
сгр. 109 стр. 114 стр. 121
2
Введен и с
Актуальность темы исследования. Политические институты современной России, как и вся политическая система нашей страны, пережили в последние десятилетия радикальную трансформацию. Это не могло не сказаться на принципиальном изменении всей мотивационной сферы, детерминирующей политическое поведение социальных субъектов. В результате можно говорить об особой научной и общественно-политической значимости изучения социальных факторов, влияющих на характер политического поведения граждан современной России. Качественные изменения в сфере политического участия, связанные как с институциональными изменениями в политической сфере, так и с социально-структурпой трансформацией российского социума выдвигают в первый ряд повестки дня для современной российской социологии проблемы изучения социальных механизмов функционирования института выборности. Требует своей детальной разработки научный и методический аппарат для организации и проведения эмпирических исследований электоральной активности и факторов, на нее влияющих.
Однако нельзя сказать, что современная социология уделяет достаточно внимания проблемам детерминации политического участия. Электоральное поведение смещается в предметные поля прикладной политологии и политической психологии. При таком подходе многие специалисты сталкиваются с проблемами валидности результатов исследований, так как в них не отражен огромный пласт социально-структурных и ценностных характеристик избирателей. Значимость социально-структурных факторов при построении модели электорального поведения объясняется тем, что именно совокупность параметров социальной среды выступает основой для формирования политических предпочтений индивида, через социализацию, она выступает «фильтром» попадающей в социальную группу информации; сходные социально-структурные факторы порождают сходные траектории формирования политических интересов и диспозиций. Исходя из этого проблематика именно социальной детерминации политического поведения в условиях достаточно сложной социально-структурной и ценностной динамики социума представляется актуальной и значимой. Она тем более важна, поскольку российская демократия имеет собственный путь развития и особое место занимает вопрос легитимности избранной власти. В то же
3
Говоря о политике, можно сравнивать потребности физиологические с потребностями повышения уровня жизни (т.к. они находятся в основе общественной активности индивида), потребности в безопасности с потребностями в порядке и законности, потребность в любви с потребностью в социальной идентичности (чувства принадлежности к определенной социальной группе, партии, движению), потребность в самоутверждении с потребностью в повышении социального статуса и престижа, а потребность в самоактуализации с потребностью реализовать свои интересы, убеждения и притязания через активность в политической сфере16.
Отсюда напрашивается вывод, что политическая активность возможна лишь на последнем этапе, после удовлетворения всех прочих потребностей. Пока не удовлетворены основные элементы «пирамиды», участие индивида в политической жизни, будь то выборы или демонстрации, будет определятся не желанием выразить свою позицию или волю, а чувством неудовлетворенности, чувством страха, одиночества, собственной ничтожности, бедностью. Мы можем наблюдать использование метод манипуляции, построенном на «пирамиде потребностей» - лозунги, призывающие повысить жизненный уровень, бороться с преступностью и терроризмом, защитить населения от произвола чиновников. Ожидания, которые люди возлагают на эти лозунги, незаметно включают человека в политическую жизнь, делают его более активным.
Близка по характеру объяснения политического поведения концепция Р. Инглхарта. Она так же строится по принципу удовлетворения потребностей, только основной потребностью в его концепции является материальное благополучие. Когда материальное благополучие достигнуто, люди начинают думать о политике, экологии, высших материях - так называемых «постматериальных» ценностях. Происходит включение в политическую жизнь, человек имеет возможность принимать решения.
Попробуем выяснить, какое место в системе политического участия занимает электоральное поведение, т.е. процесс делегирования управленчиских функций.
Электоральное поведение относится к наиболее распространенному типу политического участия. Электоральное поведение - это поведение
16 Политология. СПб, 1997 с.281
19
индивида, как активное (предвыборная активность), так и пассивное (голосование) участие в политической жизни, которое может быть спонтанным или рациональным в зависимости от степени вовлеченности индивида в общественную жизнь и его политической ориентации. Спонтанным мы называем поведение, которое контролируется неосознанными потребностями человека, эмоциями, стереотипами, заложенными в подсознании. Рациональное поведение, соответственно, осмысленно, разумно, взвешенно. Отдельно необходимо остановиться на понятии вовлеченность в политическую жизнь. Вовлеченность зависит от личностных особенностей индивида и от конкретной социально-политической ситуации. Г.Г.Дилигенский отмечает в «Социально-политической психологии», что общество состоит из лидеров, активистов и массы. Масса тоже неоднородна. Она включает в себя людей, в большей или в меньшей степени вовлеченных в политическую жизнь. Соответственно, существуют два полюса политической вовлеченности: актив и пассив, по которым распределяются индивиды1 Если говорить о политической ситуации, которая играет немаловажную роль в развитии интереса к политике, политическую ориентацию человека, то ясно, что степень вовлеченности будет зависеть от характера системы, от ее открытости и свободы.
При разговоре об электоральном поведении, мы имеем дело с категорией выбора. Понятие выбора для нас становится очевидным, когда мы говорим о "политическом человеке" как о потребителе на "политическом рынке". Здесь он "покупает" идейный и политический "товар", наиболее соответствующий его предпочтениям18. Подобное сравнение, на наш взгляд, вполне справедливо. Есть пример, ставший классическим: задача
политтехнолога сходна с задачей рекламы банки лимонада, с той лишь разницей, что политтехнолог должен сделать так, чтобы в один день пришли все покупатели и купили именно ту баночку напитка.
В итоге мы пришли к выводам, что под политическим поведением понимается совокупность реакций социальных общностей, групп, личностей на деятельность политической системы. Эти реакции могут проявляться в
17 Дигилевский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. С.226
18 Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994, с.252
20
- Київ+380960830922