Ви є тут

Профессиональная социализация молодежи в условиях становления российского информационного общества

Автор: 
Ивушкина Виталия Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305537
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА............... 14
1.1. «Информационное общество» как социологическая категория.... 14
1.2. Социализация молодежи в контексте перехода к глобальному информационному обществу............................... 33
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА................... 61
2.1. Особенности становления российского информационного общества............................................... 61
2.2. Профессиональная социализация российской молодежи
в условиях социетальной трансформации................. 80
2.3. Профессиональная социализация и информационная культура молодежи (на примере студенческой молодежи Краснодарского края)... 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ ИЗ
ЛИТЕРАТУРА....................................... 116
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................... 128
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к проблеме профессиональной социализации молодежи в зарождающемся российском информационном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в социуме изменений. Суть изменений в трактовке Д. Белла можно свести к переходу от производства вещей к производству услуг1. Ученый именует общество производства услуг постиндустриальным, в котором развертывается информационная революция2. Постиндустриальное общество называют также «посткапиталистиче-ским», «глобализирующимся», «информационным», «сетевым». Ясно одно -изменения, происходящие в нем, касаются всех сфер жизнедеятельности людей.
Г лобальные изменения в общественной жизни, окружающей природной среде, технике, способах коммуникации, трансформации пространства социальной нормативности влияют на все стороны повседневной жизни молодежи, в том числе и на процесс социализации. Трансформировалось само содержание и способы разрешения традиционных молодежных проблем, появились новые, ранее не звучавшие. Это актуализирует поиск качественно новых подходов в их решении.
Сегодня, когда российское общество постепенно становится информационным, оно встречается с угрозами и вызовами, предъявляющими высокие требования к адаптивным способностям человека, а также к тем социальным институтам, которые способствуют социализации. Одним из значимых факторов бедности в социуме становится информационное неравенство и недостаточное развитие информационной культуры населения. Одна из главных демографических угроз - грубый разрыв между низшими, бедными слоями и богатыми - во многом предопределена низкой информационной культурой и
1 Bell D. The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting. N. Y.: Basic Books, Inc., 1973. P. 20.
2 Bell D. The Social Framework of Information Society // The Computer Age: A Twenty Year View/ed. M.L. Dertonzos, L. Moses. L., 1981. P. 163.
3
выявлено, что социализация молодежи осуществляется в обществе риска и постоянной трансформации социальных форм;
обоснована недостаточная готовность российского общества (законодательно, социокультурно, на бытовом уровне) к полноценному вхождению в мировое информационное пространство;
доказано, что эффективность профессиональной социализации в информационном обществе во многом определяется инновационным, творческим потенциалом каждой личности и инновационным потенциалом общества;
определено влияние информационно-коммуникационных технологий на профессиональную социализацию российской молодежи (на примере студенческой молодежи Краснодарского края).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Главным фактором развития современного социума становится информация и знания. Они являются основным ресурсом в информационном обществе. Распространение новых информационно-коммуникативных технологий обусловливает процессы трансформации социума. Социальные пространство и время претерпевают изменения, размываются границы норм. Взаимосвязь индивида с социальной топографией становятся все менее явной, точно так же как и его связи с предметами, людьми, местами, составляющими изменяющиеся социальные структуры. Чем стремительнее меняется окружающая обстановка, тем лаконичнее время жизни социальных форм.
2. Социализация молодежи проходит под знаком глобализации и информатизации общества, которые неотделимы друг от друга. По сути дела это два вектора единого сложносоставного процесса. Социум характеризуется не структурами, а «потоками», которые могут постоянно менять векторы движения. Социализация молодежи осуществляется в обществе риска и постоянной трансформации социальных форм. В современном обществе происходит расширение реального и символического пространства молодости, это ведет к расширению самого понятия «молодежь». Увеличивается время на образование; начало работы и самостоятельной жизни переносится на более
старший возраст; позднее вступление в брак и рождение детей приводят к увеличению сроков социальной молодости.
3. Несмотря на то, что информационное взаимодействие охватывает все сферы жизнедеятельности, происходит формирование единого информационно-коммуникационного пространства, возрастает роль информационнокоммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, российское общество в основном не готово (законодательно, социокультурно, на бытовом уровне) к полноценному вхождению в мировое информационное пространство. Это усугубляется тем, что в настоящее время российский сектор ИКТ демонстрирует высокую зависимость от зарубежной продукции.
4. Эффективность профессиональной социализации в информационном обществе во многом определяется инновационным, творческим потенциалом не только каждой личности, но и общества. Осуществляющиеся в обществе процессы интенсификации межличностных коммуникаций, активное использование ИКТ, снижение ценностей семейной жизни, трансформация систем образования, доминирование СМИ над умами и чувствами людей - все это качественно меняет процесс профессиональной социализации, предъявляя к личности требования адаптивности, гибкости, креативности.
5. Условия информационного общества требуют повышения адаптивных и креативных способностей личности в процессе профессиональной социализации, однако ограничение использования ИКТ рекреационноразвлекательными функциями снижает данные качества. Современная ситуация предполагает навык быстрого поиска информации, а усвоение самих знаний уходит на второй план. Выявлен низкий охват ИКТ российской молодежью, переход на экранный способ получения информации, пренебрежение чтением книг, в том числе профессиональной литературы. Подавляющее большинство молодых людей можно отнести к лицам со средним и низким уровнем информационной культуры. ИКТ используются молодежью в ос-
12