Ви є тут

Инновационный потенциал парадигмальной трансформации российской системы образования: тенденции изменений

Автор: 
Илюхина Любовь Васильевна
Тип роботи: 
тенденции изменений
Рік: 
2005
Артикул:
192545
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................. 3
Глава первая. Теоретико-методологические основания исследования инновационного потенциала трансформации образования.................................... 23
1.1 Социальная инноватика: тенденции становления........ 24
1.2 Инновация и инновационный потенциал в контексте
системного подхода................................. 50
Социальные процессы парадигмальной трансформации системы образования............................................. 77
Глава вторая. Инновационные процессы в образовании... 98
2.1 Инновационная парадигма современного образования 99
2.2 Традиции и инновация: диалектика развития........... 114
2.3 Типология инноваций в образовании................... 132
Глава третья. Специфика объекта и субъекта как потенциала инновации в образовании............................. 156
3.1 Инновационная деятельность: сущность и структура 157
3.2. Личность в инновационном процессе.................. 176
3.3 Коллективный субъект ишювации в системе образования... 201
Глава четвертая. Инновации как фактор развития образования................................................... 217
4.1 Состояние инновационного потенциала российской системы образования.......................................... 218
4.2 Трансформация образовательного пространства: инновационная составляющая 241
4.3 Управление инновациями - способ реализации инновационного потенциала. 259
о
Заключение................................................ 280
Литература................................................ 288
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Наступивший XXI век, по выражению известного социолога И. Валлерстайна, прощается с классической теорией социального модерна. Неопределенность социального развития, глобализация, рационализация, новые общественные движения образуют новую конфигурацию социальных обстоятельств. Образование из средства модернизации превращается в самостоятельную социальную сферу, становится важнейшим элементом развития модальных ресурсов для отдельной страны и мирового сообщества в целом1. Мировой кризис образования может преодолеваться на основе достижения интегративных форм дифференциации, социализации образования, индивидуальных образовательных стратегий, внедряемых информационных и коммуникационных технологий.
От образования в современных условиях ожидают не только участия в социальном воспроизводстве, но и в социальных инновациях. Еще в 40-е годы XX века К. Манхейм отмечает, что образование обязано ликвидировать разрыв с жизнью, то есть образование становится катализатором социальных изменений, влияет на социально-трансформационные процессы в экономике, политике, социальной сфере.
«Перед началом неопределенности знание предлагает выбор - выбор различного рода»2. Картина социальной многомерности мира актуализирует роль образования как сферы рациональности. В словах И. Валлерстайна содержится квинтэссенция современной эпохи: социальная неопределенность обязывает к выбору на основе знания, хотя знание становится конкурирующим, центростремительным, не привязанным к догматике. Актор образования должен быть готов к непрерывному образованию, об-
1 Формирование общества, основанного на знаниях. - М., 2003, с. 4
2 Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. - М., 2003, с. 330
производством в цепочке «наука - исследование - разработка - производство -потребление». По всей вероятности здесь следует искать истоки определения существа инновационного процесса, которое появится несколько позже, вместе с обоснованием инновационных циклов развития. Итак, по Й. Шумпетеру, инновационный процесс, это «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности».1 В таком виде оно и сейчас находит своих сторонников.
В этой же работе («Циклы бизнеса») обосновывается теории длинных волн нововведений, особую значимость в ее появлении имели идеи
Н.Д.Кондратьева, в силу чего автор обозначил открытые волны именем Кондратьева, и связал их с собственной теорией инновации. Эта теория обосновывает существование в истории человечества определенных периодов, характеризующихся массовым появлением инноваций в относительно небольших географических ареалах. Главным фактором цикличности динамики он считал инновации, как технические, так и в потребностях населения, спрос, моду, изменения критериев полезности и престижности, то есть, социально-культурные аспекты.
Отсутствие инноваций приводит к вхождению в кризис, которые «нарушают прежний ход развития экономики, прерывают его поступательное движение». Следовательно, главная задача - постоянная поддержка новаторских инициатив, которая позволит преодолеть циклический, кризисный характер капиталистической экономики. В общих чертах К-волны определяют процессы подъема и спада лидирующих отраслей или, с системной точки зрения, изменения в структуре мировой экономики. Фундаментом этих изменений являются группы основных нововведений, определенные в широком смысле по Й. Шумпетеру не только как изобретения новых способов производства и новых товаров, но и как открытия новых рынков, источников сырья и новых форм деловой (или коммерческой) организации.
1 Schumpeter J.A. The business cycle. New Jork: McGraw-Hill. 1939, P. 10.
К-волны являются результатом группирования основных инноваций, движущих «технологические революции»; эти «революции», в свою очередь, создают передовые отрасли промышленности. Основные инновации отвечают неудовлетворенным потребностям и рыночному спросу, они активизируют процессы роста и имеют по отношению к любой конкретной экономике частично внутреннее (эволюционное) происхождение.
К-волны есть «международное явление», они более заметны по данным международного производства, чем по данным производства отдельных государств; это процессы мировой экономики и передовых национальных экономик. В основе К-волн лежат открытия и нововведения, причем нужно подчеркнуть, инновации рождаются группами, или кластерами нововведении, и эффект группирования является принципиальным признаком К-волны. Дело в том, что любая введенная в действие настоящая инновация порождает множественные эффекты: она дает экономическое преимущество применившей ее стороне, она создает тем самым ресурсы для поиска и включения других инноваций; кроме того, она создает и психологический эффект, достаточный для продолжения поиска преимуществ.
Поэтому группирование нововведений происходит не только во времени, но и в географическом пространстве, причем до определенного момента в пространстве может существовать несколько конкурентных инновационных зон - как внутри одной страны, так и в разных государствах. Вполне очевидно, что страна, сумевшая «оседлать» инновационную волну, почти автоматически (если ей военным путем не помешают другие государства) становится мировым экономическим лидером. В свою очередь, экономическое господство дает возможность государству влиять на мировую политику.
Во второй половине века идеи Й. Шумпетера были реализованы в поддержанной государствами развитых стран инновационной политике. Так инновационная политика стала системообразующим фактором в макроэкономике и геополитике. Инновационная организация деятельности в проти-