Содержание:
Введение.............................................................3
Глава I. Национализм как идеологический феномен §1 Понятие национализма в отечественном и западном научных
дискурсах..........................................................13
§2 Основные теоретические подходы в изучении национализма......26
§3 Национализм в современном мире: классификация...............
основных типов................................................43
Глава 11. Национальное государство как воплощение идеи национализма.
§1 Нация как основа легитимности государства.......................55
§2 Этническое возрождение и политизация этннчности:
политическая функциональность этионационализма................77
Глава III. Национализм и межэтнические отношения
в Республике Татарстан: история и современность
§1 Исторические этапы становления татарской государст венности 101
§2 Компоненты формирования национального самосознания татар:
исламизм, тюркизм, национализм...............................117
§3 Суверенитет и развитие межэтнических отношений.................137
Заключение........................................................151
Библиография......................................................156
3
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития наций и национальных отношений характеризуется противоречивой направленностью разнородных процессов. С одной стороны, отчетливо проявляются тенденции глобализации мировых процессов, универсализации культуры, стремление человеческого обще-стза к объединению и интеграции, выражающееся, в частности, в создании всевозможных экономических, политических, культурных объединений. С другой стороны, многие ученые-сбществоведы, политологи, общественные деятели называют XX век «веком национализма», и считают возможным говорить о «возрождении» этничности, обозначая, таким образом, явление усиления роли этничности в социальных процессах, активизации национального самосознания. XX век обусловил специфическую роль национального самосознания - оставаясь субъективным фактором развития общества, оно в то же время становится необходимым элементом реализации объективных мировых процессов.
Эпоха индустриального общества провозгласила тезис, согласно которому все локальные культурные этнические различия потеряли свою значимость и должны уйти с исторической сцены. Однако события, происходящие на постсоветском пространстве, ясно демонстрируют тот факт, что этнические различия продолжают оставаться актуальными. Поэтому со всей остротой встает вопрос необходимости изучения процессов изменения идеологической направленности общественных движений, создания нового типа этнокультурной, национально-политической общности.
На всем пространстве бывшего Советского Союза в настоящее время идет процесс построения новых национальных государств. Происходящие в различных регионах процессы самоопре-
15
ционализму, ...коммунисты ведут решительную борьбу с национализмом и шовинизмом»1. То есть национализм рассматривался как угроза существованию социализма', гуманистического мировоззрения и всей социально - политической системы общественного устройства советского общества. Нередко национализм отождествлялся с расизмом, который заслуженно жестко критиковался советскими учеными за идеологию разделения людей на изначально неравноценные расы, оправдание расовой дискриминации, геноцида, режима апартеида. Считалось также, что «этноцентризм, национализм - отнюдь не изобретения последних веков. Под расизм и национализм не раз пытались подвести научную базу ...межэтнический антагонизм нередко используется для того, чтобы перевести народное возмущение з наиболее безопасное для господствующих слоев русло»"3. Для обозначения собственно национализма ю.Бромлеем была даже введена специальная терминология, согласно которой понятие «национализм» может быть разделено на три понятия а зависимости от содержания и интенсивности их негативной направленности. Так, разграничивается эт-нофобизм - «психология, идеология, политика и социальная практика, связанная с признанием исключительности своей этнической общности, враждебностью к другим общностям», зтнофи-лизм - «комплекс чувств и представлений, обусловленных принадлежностью людей к определенному этносу и выражающихся в заботе о сохранении и развитии данного этноса, его языка, специфических особенностей культуры и быта; актизное поведение людей, отчасти связанное со спонтанно формирующимся этно-
• Советский Энциклопедический Словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1936. С.869-870.
2 Данный тезис может быть проиллюстрирован след, высказыванием:
«национализм в гитлеровское время заразил значительную часть рабо-
чего класса - и расколол его. Национализм использовался хозяевами многих империй, действоваших по принципу «разделяй и властвуй». Бромлей О., Подольный Р. Человечество - это народы. М.: Мысль, 1990 С.387.
5 Там же. С. 387.
16
центризмом», и этницизм - наиболее нейтральный по содержанию, сходный с патриотизмом.1 Несмотря на всю полноту представленной терминологии, национализм в концепции Ю.Бромлея рассматривается односторонне, и не уделяется должного внимания идеологии национализма как выражения стремления к суверенитету.
Согласно концепции национализма, принятой в советском оОществознании, утверждается, что идея национального суверенитета, национального возрождения не может иметь ничего общего с национальным разделением и сепаратизмом. Национализм рассматривается как источник дискриминации людей по национальному признаку, нарушения прав человека.
демонстрируя негативно-оценочное понимание национализма, Р.Г.АОдулатипов пишет, что национализм в каждом отдельном случае вплетается в структуру определенных философских систем, социально-политических доктрин и религиозных концепций, «это исключительно многоликое социальное явление... однако при всем своем многообразии он имеет определенный признак. Им является проповедь национальной исключительности, противопоставление данной нации другим. Национализм нередко отождествляется с национальным самосознанием, национальной гордостью, приверженностью национальной свободе»'. Поскольку национализм получает широкое распространение среди населения, он, в отличие от других форм идеологии, способен стать фактором манипуляции сознанием людей. Национализм, согласно данной точке Зрения, в обстановке социальной нестабильности и фрустрации предлагает наиболее простой выход - реализация естественного стремления к выживанию путем ущемления достоинства и прав других наций. 3 национальном самосознании важное место занимает представление об исторических судьбах своего народа, его
1 Вромлей Ю. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. С. 333.
2 Абдулатипов. Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1991. С.37.
- Київ+380960830922