Ви є тут

Городские массовые мероприятия: коммуникативные характеристики и пути институционализации

Автор: 
Черкасов Станислав Вадимович
Тип роботи: 
коммуникативные характеристики и пути институцион
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
208
Артикул:
191844
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.............................................2
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
Глава I. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДСКИХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ..........................................25
1. Праздник как институциональная опора городских массовых мероприятий..........................................25
2. Праздник как форма социального управления.........56
3. Городские массовые мероприятия как институционализированная форма досуга.........................................81
Глава II. ГОРОДСКИЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ТИП ПУБЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ, ИХ МЕСТО В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА............................................109
1. Коммуникативные свойства городских массовых
мероприятий.........................................109
2. Структурные особенности городского массового
мероприятия.........................................128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................168
2
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Одной из основополагающих характеристик современного информационного общества являются существенные перемены в сфере протекания коммуникативных процессов. Наряду с возникновением принципиально новых средств массовой коммуникации (таких, как телевидение, Интернет), традиционные формы коммуникации тоже приобретают принципиально новые количественные и качественные характеристики.
К таким традиционным формам коммуникации относятся городские массовые мероприятия, история которых восходит к античным временам. Поводом для совместного организованного времяпрепровождения жителей города на специально для этого выделенном и оформленном городском пространстве могли служить религиозные праздники, политические события и памятные даты, спортивные состязания, важные моменты трудового цикла, юбилеи выдающихся людей и титулованных особ и др. Эти поводы могли быть единичными или регулярно повторяющимися. На современном этапе развития общества инициаторами массовых городских мероприятий нередко выступают производители той или иной продукции, используя эту форму коммуникации для рекламы и продвижения своих товаров и услуг, создания и поддержания своего имиджа. Но, независимо от повода проведения таких мероприятий, для них всегда характерны настроение праздника, торжества, особое психологическое состояние, объединяющее участников.
Многими авторами отмечалась демократическая природа городских массовых мероприятий. Так, Ж.-Ж. Руссо в одном из писем пишет об этих мероприятиях: «В республиках они родились, на лоне их
3
19
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить институциональные предпосылки современных городских массовых мероприятий, в том числе:
а) традиционную праздничную культу ру;
б) традиции организации и проведения массовых праздников как формы социального управления;
в) городские массовые мероприятия как форму институционализации досуга;
- исследовать коммуникативные особенности городских массовых мероприятий как формы публичной коммуникации;
- рассмотреть структурные особенности городских массовых мероприятий с учетом их коммуникативных функций;
- выработать практические рекомендации, касающиеся организации и проведения городских массовых мероприятий в г. Москве.
Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы социально-исторического, социокультурного, социально-психологического анализа, а также общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессов; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа источников, формально-логический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы, логико-дедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования.
Научная новизна исследования определяется в первую выбором его темы. Впервые объектом диссертационного исследования становятся
19
20
городские массовые мероприятия (ГММ) как специфическая форма публичной коммуникации, ее институциональные и коммуникативные характеристики, особенности современного состояния.
Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:
- выработана оригинальная концепция праздника как социального института, институционализированной формы организованного массового досуга, формы публичной коммуникации;
- дана критическая оценка ряду существующих подходов к исследованию природы праздника;
- предложено определение праздника, отражающее его институциональную природу;
- исследованы закономерности и механизмы модернизации праздничной культуры, выявлена роль ГММ в этом процессе;
- описан механизм семантической подстановки, используемый в ходе организации ГММ в целях модернизации праздничной культуры;
- выявлены особенности и функции ГММ как организованной формы досуговой деятельности;
- выявлены специфические характеристики ГММ как особого типа публичной коммуникации, их отличие от массовой коммуникации, перформансной коммуникацией, традиционных сценических публичных зрелищ;
- с учетом сложного состава участников ГММ выявлены коммуникативные функции ГММ для каждой из категорий участников, в том числе организаторов (инициаторов, спонсоров), приглашенных лиц, активных участников, пассивных участников (аудитории);
- выявлены структурные компоненты ГММ, соотносимые с его основными коммуникативными функциями;
- выявлены особенности культуры ГММ в современном обществе;
20