Ви є тут

Досуг в структуре городского пространства

Автор: 
Понукалина Оксана Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270770
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Пространство города: концептуальные основы социологического анализа............................................16
1.1 Социальное пространство города...........................16
1.2 Социальные модели территориальной организации города 44
Глава 2. Городское пространство как фактор формирования досуговой активности................................................66
2.2 Социальные модели досуговой активности...................66
2.2 Досуговое пространство города............................98
Заключение.........................................................122
Библиография.......................................................126
Приложения
Введение
Стремительный рост городов на пороге XXI столетия привел к изменениям 13 социальном пространстве не только России, но и всей цивилизации. Концентрируя в себе достижения социального, технического и научного професса, города оказываются для человека доминантной формой расселения. Именно города предстают центрами духовных и технических инноваций на протяжении современной истории человечества. Пространство города становится воплощением и олицетворением современного образа жизни, мировоззрения, одновременно являясь средоточием разнообразных возможностей деятельности, насыщенности социальной информации, культурной интеграции. Все это делает город чрезвычайно притягательным местом для самих горожан и людей, не проживающих в нем постоянно, гостей и туристов.
Город как форма расселения имеет множество неоспоримых достоинств, которые сочетаются с неменьшим числом недостатков. В России ухудшение экологического состояния городской среды, снижение уровня жизни населения, спад промышленного производства, структурная безработица, социальная и пространственная дифференциация, связанные с неудачами реформирования и ошибками в управлении социально-экономическим развитием городов, приводят к тому, что горожане оказываются перед лицом многочисленных нерешенных проблем и противоречивых тенденций, ломающих институциальиые структуры, нарушающих привычный образ жизни, трансформирующих ценностные ориентации.
Последнее десятилетие для российского общества ознаменовалось переходом к новому типу социально-экономического развития, основным фактором которого стало накопление и изпользовапие человеческого капитала. Стремительное смещение аксиологических перспектив проявляется прежде всего в изменении соотношения ценностей работы и ценностей
Пространство досуга определяется как территориальная социокультурная организация деятельности горожан в свободное время. Пространство досуга строится в совокупности трех составляющих: распределение жителей города, предпочитающих те или иные виды досуговой активности по их статусной позиции в социальном пространстве; склонности к определенному выбору досуговой активности со стороны горожан; возможности, предоставляемые городским пространством для реализации досуговой активности. Пространственная организация досуговой активности горожан предполагает существование специфических локусов, обеспечивающих структурирование досугового пространства по ценностным критериям. В структуре досугового пространства горожан выделяются локусы: саморазвития.
совершенствования тела, развлечений, коммуникаций, социального участия, времязаполнения, практической деятельности.
3. Предрасположенности к определенному выбору досугового поведения обусловлены и предопределены не только личными склонностями и установками индивидуума, но и объективными предпосылками, такими как пространственная организация досуга. 11редрасположенности на протяжении длительного времени формируются возможностями и невозможностями, свободами и необходимостями, разрешениями и запретами, диктуемыми объективными условиями. Территориальная локализация субъекта досуговой деятельности определяет досуговые предрасположенности и склонности индивида и влияет на их реализацию. Наличие на территории определенных сервисов обеспечивает реализацию соответствующих досуговых возможностей ее обитателей, выступая тем самым в качестве руководящего императива, обусловливая конкретное досуговое поведение и не предлагая другого выбора.
4. Городское пространство создает неравные возможности для участия горожан в досуговой деятельности, реализации досуговых потребностей и интересов. Пространственная стратификация проходит по линии центр - не центр. Центральная часть российских городов имеет более привлекательный
13
имидж и обладает значительно большим социокультурным потенциалом и сервисными возможностями. Концентрируя культурные блага, стягивая в свои пределы сети образовательных и культурно-развлекательных учреждений, центр города предоставляет . горожанам максимальные возможности для более широкого выбора содержательных паттернов досугового поведения, реализацию развивающих, познавательных и творческих моделей досуговой активности. Иная ситуация складывается в отдаленных от центра районах. Доступ к социокультурным сервисам, размещенным в центре города, не одинаков для жителей различных районов. Доступность является одним из ключевых факторов, влияющих на выбор досугового поведения, и включает четыре составляющих: физическую, финансовую, социокультурную и информационную.
Теоретическая н практическая значимость диссертационного исследования определяется объективной необходимостью обнаружения и анализа социально значимых параметров досуговой активности горожан. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления социологии досуга, социологии города. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании, управлении, контроллинге организационных форм досуговой деятельности, в образовательных программах по повышению квалификации специалистов социокультурной сферы; в обучении студентов по специальностям "Социокультурный сервис и туризм", "Социология", "Культурология"; в учебных курсах "Введение в специальность" и "Социология досуга".
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методолог ических семинарах, заседаниях кафедр социальной антропологии и менеджмента туристического бизнеса СГТУ (2001-2002); на международных и российских конференциях: "Аскинские чтения" (Саратов, 2000), "Актуальные вопросы подготовки кадров для туристического бизнеса" (Саратов, 2000), "Проблема нормы и патологии: современные дискурсивные практики" (Саратов, 2002), "Россия на
м