Ви є тут

Этническая стереотипизация русско-чеченских социальных взаимодействий

Автор: 
Щербакова Дарья Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
299219
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................... 2
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования этнических стереотипов в этносоциальном
процессе........................................................... 15
1.1. Этническая стереотипизация: социологический аспект исследования............................................. 15
1.2. Дискурсивный подход к анализу стереотипизации в этносоциальном процессе.................................. 41
1.3. Предпосылки и каналы стсрсотипизации в России 67
Глава 2. Трансформация этнических стереотипов и каналы стереотипизации в современный период (на примере чеченского кризиса)................................................ 96
2.1. Этнические стереотипы в России в постсоветском 96
дискурсе..............................................
2.2. Динамика ксенофобии и конфликтогенность 121 современных этнических стереотипов........................
2.3. Стереотипизация как фактор социальных процессов и 147
стратегии противодействия ксенофобии..................
Заключение....................................................... 180
Список литературы........................................... 187
Приложение........................................................ 204
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Для современного общества этнические проблемы являются одними из наиболее болезненных и острых. Несмотря на явные тенденции интернационализации и глобализации в жизни мирового сообщества именно- этнические конфликты и противостояния выходят сегодня на первый план в разных странах, независимо от уровня их экономического развития: Не является исключением и Россия. Распад крупнейшего многонационального государства - СССР, сочетающего в своем образовании национально-государственные и территориальноадминистративные элементы, - не мог не привести к всплеску национальных проблем. Одним из наиболее очевидных ответов на сложившуюся ситуацию переходного общества стала этническая идентификация, выступающая в нестабильных обществах в роли мощной консолидирующей силы. В таких условиях этнический стереотип становится дО]Минирующей когнитивнооценочной системой, организующей процесс восприятия. Ярким примером этнотрансформационных процессов в сочетание с неэффективной политикой властей счал чеченский кризис, вылившийся в две чеченские войны и ряд неразрешенных проблем.
В социально-культурном пространстве России чеченский конфликт вылился в межэтническую напряженность, которая нашла отражение в СМИ, литературе, кинематографе, на бытовом уровне и других сферах жизнедеятельности социума. Механизмы данных процессов долгое время не воспринимались как деструктивные, но активно использовались различными группами для достижения тех или иных целей, что привело к дальнейшему росту этнической напряженности.
Использование идеологами различных механизмов этнической идентификации русских и чеченцев в целях консолидации этносоциальной общности и ее мобилизации для решения политических задач задает прикладное звучание проблеме, поставленной в диссертационном исследовании. В частности, анализ этнических стереотипов, искусственной
широкомасштабное исследование-опрос с целью выделения этнических стереотипов и их детерминант в Австралии, Англии, Германии, Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии, США. Участникам опроса предлагалось выбрать из 13 определений те, которые, по их мнению, характеризуют русских, американцев, англичан, французов, китайцев и их самих. Разница между положительными и отрицательными ответами определила так называемый «знаменатель дружественности»30. Большинство работ по этническим стереотипам того времени основано на материалах этих опросов. Так О. Клепберг, проанализировав результаты опросов, так определил понятие «этнический стереотип»: «... это картина в умах людей,
относительно их собственной или других национальных групп. Подобные образы или представления обычно широко распространены в обществе; как правило, они чрезвычайно примитивны и невосприимчивы к объективной реальности»31.
Не смотря на значимость упомянутых выше и многих других работ, интерес к исследованию этнических стереотипов начал стремительно возрастать только в 1960-е гг. Согласно анализу С. Райена, между 1962 и 1972 гг. было опубликовано примерно столько же работ, сколько появилось между 1899 и 1962 гг.32 События в США, а также возникновение десятков новых независимых государств, увеличение этнических конфликтов в различных регионах мира — все это привело к увеличению исследований.
В России проблемам изучения стереотипов не уделялось такого внимания, как на Западе. Вместе с тем отечественными исследователями был разработан ряд оригинальных концепций, например, H.A. Ерофеева, в основе которой лежит исторический материал, а стереотип - это «итог усвоенной информации, результат ее переработки и обобщенный вывод из нее, они нередко влияют на отношения между нациями, этническими группами и
30 Buchanan W., Cantril li.How Nations See Each Other. - Urban: University of Illinois Press, 1953. - p 97
31 Klenberg O. The Scientific Study of National Stereotypes. // UNESCO International Social Science Bulletin. 1951. Vol. 11. - P 93
32 Cm : Ryan S. Ethnic Conflict and International Relations. - Darthmouth. Aldershot, 1990.
18
33
государствами» .
В. 60-е годы появляются первые-работы отечественных авторов (И.С. Кона, Г. Кондратенко, В. Ядова), посвященные проблеме стереотипов: В Советском Союзе до 1980-х гг. было опубликовано всего несколько работ по этнической тематике, в основном И.С. Коном34. В 1980-е гг. тема этнических стереотипов освещалась в работах Б.А. Душкова, Ю.В. Бромлея, В.П. Левкович и Н.Г. Панковой, А.Г. Асмолова и Е.И. Шлягииой, В.Ф. Петренко. Основополагающими стали труды B.C. Агеева, Е. Егоровой-Гантман, Г.У. Солдатовой, H.A. Рождественской, П.Н. Шихирева.
Для большинства отечественных исследователей- характерным является поиск определенных позитивных качеств стереотипов, а не однозначно негативная их оценка. Распад СССР и возникновение новых государств ознаменовался большим количеством этнических конфликтов, породил проблему беженцев и мигрантов; в ходе формирования новых государственных образований возросла напряженность межнациональных отношений. Все это усилило необходимость исследования этносоциальных процессов.
Сегодня данной проблематикой занимаются Е.Ф Кринко, В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, В.В. Красных, A.A. Налчаджян,
A.П. Садохин, Т. Г. Стефаненко и многие др.35
Исторически можно выделить три главных направления в рассмотрении стереотипов. Первое направление фиксирует стереотипы как культурное наследие, передающееся обществом. Второе сосредотачивается на корнях предубеждений как мышления, которое оперируя стереотипами,
’’ Ерофеев H.A. Туманный Альбион. - М., Наука, 1982. - с. 11.
34 Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубежлений // Иовынмир. 1966. Х°9; Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология: Сб. / Под реп Б.Ф. Поршнева, Л.Н. Анпыферовой. - М., Наука, 1971.
35 Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколонов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. - М., 1993; Садохин А.П. Этнология: Учебник. — М.: Гардарики, 2000; Налчаджян А. А. Этнопсихология. 2-е изд. — СПб., Питер, 2004; Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: Гнозис, 2003; Петренко
B.Ф., Митина О.В., Псрдников К.В., Кравцова А.Р., Осипова B.C. - Психосемантический анализ этнических стереотипов. - М., Смысл, 2000; Крннко Е.Ф. Национальная политика и межнациональные отношения на Северо-Западном Кавказе в годы Великой Отечественной войны: исгорнофафня проблемы // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № I.
19