Ви є тут

Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи

Автор: 
Жоголева Оксана Рудольфовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192025
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения социализации студенческой молодежи в вузовской системе воспитания...........................................13
1.1. Студенчество как специфическая социальная группа молодежи...........13
1.2. Процесс адаптации и социализации современного студенчества..........32
1.3. Современная воспитательная система как фактор социализации
студенческой молодежи....................................................50
Глава 2. В неучебная воспитательная деятельность современного вуза и социализация студентов...................................................74
2.1. Особенности адаптации и социализации современной студенческой
молодежи (на примере г. Тюмени)..........................................74
2.2. Приоритетные направления в жизнедеятельности современной
студенческой молодежи....................................................89
2.3. Моделирование влияния внеучебной воспитательной деятельности на
адаптацию и социализацию студентов......................................100
Заключение..............................................................113
Библиографический список использованной литературы......................121
Приложения..............................................................153
3
Введение
Актуальность темы нсследованшь Трансформации конца XX - начала XXI вв. в России охватили все социальные институты, в том числе и высшую школу. В результате обострился ряд проблем, связанных с развитием и воспитанием современного студенчества. «Перестройка» в обществе и государстве разрушила советскую воспитательную систему. В 1990-х гг. XX в. государство полностью отказалось от прежней системы воспитания новых поколений, не создав ничего взамен, положительный опыт воспитательной работы, накопленный в советское время, был предан забвению. Молодежь оказалась предоставленной самой себе, реформы вызвали кризис нравственных ценностей. Произошла смена социальных ориентиров, переоценка традиционных ценностей, что привело к противоречивости и хаотичности в мире молодежи, значительная часть которой относится к студенчеству. Именно студент является реальным и потенциальным ресурсом социально-исторического обновления и имеет широкие возможности для выбора сферы творческой деятельности, труда, места приложения своих сил, приобщения к ценностям и традициям культурной жизни. Однако реализация этих возможностей студентами зависит от социальных условий, а именно: социальной дифференциации, распространенности различных форм девиантного поведения, стабильности рынка труда и т.п.
В конце 1990-х- начале 2000-х гг. возникла острая потребность общества в развитии духовно-нравственного, интеллектуального потенциала. В связи с этим общество и государство обратило свое внимание на вузовскую систему воспитания, т.к. вузы должны выпускать не только высококвалифицированные кадры, но и полноценных граждан, всесторонне развитых личностей. Это определяет новый взгляд на проблемы воспитательной деятельности в вузе.
В подготовке специалиста, способного адаптироваться в изменяющемся социуме, важна не только учебная, но и внеучебная воспитательная деятельность. Об этом свидетельствуют требования к воспитательной работе в высших и общеобразовательных учреждениях, отраженные в Федеральном
18
особенности, наиболее характерные ее черты как специфической социальной группы.
Интерес к молодежным проблемам впервые в российском обществоведении возник на рубеже Х1Х-ХХ вв. Этому значительно способствовал обозначившийся тогда в обществе разрыв традиционных связей, в том числе связей между родителями и детьми, а также возрастающее влияние на молодое поколение государственных институтов социализации [265]. Впервые были выдвинуты проблемы личности молодого человека (П. Сорокин), статуса молодой интеллигенции (А. Изгоев), социальной неоднородности студенческой и учащейся молодежи (А. Сперанский) и др. В 1920-1930-е гг. предметом исследований становились быт и материальное положение студенчества (А. Кауфман). Однако до начала 1940-х гг. в отечественном обществоведении молодежь не рассматривалась как самостоятельная социальная группа, поскольку такой подход не укладывался в существовавшие представления о классовой структуре советского общества и противоречил действующей идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Из-за опасения противопоставления молодежи другим социальным группам исследования ее проблем до начала 1960-х гг. были сведены к минимуму.
Исходя из многообразия подходов изучения молодежи, автор данного исследования считает наиболее перспективными применение шести направлений, выделенных В.И. Чупровым, конкретизировавшим все многообразие частных концепций и теорий среднего уровня [265]:
1. Психоаналитическое, основанное на выводимой из психоанализа концепции жизненного пути личности. Определение молодежи в рамках данного направления базируется на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, на выводах 3. Фрейда; К. Гроос объяснял присущее молодости стремление к радикализму, противостоянию, максимализму. Получила признание фрейдовская концепция «Эдипова комплекса», в соответствии с которой делались попытки объяснить природу
19
конфликтов между поколениями, осмыслить причины выступлений молодежи против существующего порядка. Р. Бенедикт показала, что на каждом этапе развития индивид испытывает целенаправленное воздействие общества, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т. е. «социальный характер», присущий каждому конкретному обществу. А. Фрейд в теории защитных механизмов «я» обосновала взгляд на молодежь как на категорию общества, нуждающуюся в поддержке при преодолении ею определенных стадий своего развития, через которые она осуществляет поиск себя, своего места в жизни, и на каждой из которых она испытывает потрясения в уточнении возрастной периодизации сс жизненного пути (И. Божович,
A. Петровский), анализ социальных и социально-психологических проблем труда, образования, досуга различных категорий молодежи (П. Бабочкин,
B. Васильев, 10. Вишневский, Т. Ковалева, А. Кулагин, А. Маршак, Т. Петрова, Л. Рубина).
2. Структурно-функциональное направление объединяет концепции в которых молодежь рассматривается как группа, приобретающая некоторый социальный статус и исполняющая определенную социальную роль (Ш. Айзеншадт). Центральное место в «ювентологической концепции» Ф. Малера принадлежит понятию «статус-роль». Часто под молодостью понимается процесс перехода к взрослому состоянию и обретение статуса взрослого. Разработка в отечественной социологии молодежи проблем взаимодействия поколений, внутригенерационной и межгенерационной мобильности, способствовала системному исследованию процесса интеграции молодежи в социальную структуру. Предметом теоретического анализа стали социальная мобильность молодежи (М. Руткевич, Ф. Филиппов), формирование интеллигенции (В. Сбытов, В. Мансуров, Н. Слепцов). Были разработаны .концептуальные подходы к изучению проблем образования и профессиональной ориентации молодежи (Д. Константиновский, В. Собкин, Г. Чередниченко, Ф. Шсреги, В. Шубкин), особенностей ее социально-политической активности (А. Капто, В. Мордкович). Введение в научный