Оглавление
Введение..................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа среднего класса............................9
1.1 Возникновение и эволюция понятия «средний класс» .........................................9
1.2 Средний класс в классических стратификационных концепциях-..- —....—-....................17
13 Альтернативные подходы к анализу места среднего класса в классовых структурах..31
1.4 Опыт эмпирического изучения среднего класса за рубежом ••••••••••«••••••••••••»«••••а -..41
1.5 История изучения среднего класса в современной России ..........................-........51
Глава 2. Специфика формирования структурных позиций среднего класса в современной России.......................-...............-................-......................-....................66
2.1 Методологии и методика выделении среднею класса и его анализа-..................-........66
2.2 Динамика численности и особенности внутренней структуры российского среднего
класса.———— -.................-.....................———.............—..............—.—...... 72
2.3 Особенности профессиональных позиций среднего класса..................................——.81
2.4 Особенности социальной мобильности среднего класса •«•»•«•••«••«•••«•••«•••••«•••«••«••«••♦•••••••••••••а 97
2.5 Экономическое положение российского среднего класса • а«ааааааа«ав••»•••#••••ааа«ааааа»ааа»•••аааа ааа*а 104
Глава 3. Особенности формирования коллективного сознания представителей среднего класса..............—......-....................-.............-.......................112
3.1 Особенное«* формирования экономического сознания и ценностей среднею класса. 112
3.2 Становление идентичностей среднего класса——— ...........................................123
3.3 Особенности политического сознания среднего класса— ........................... —. 130-
Глава 4: Превращение среднего класса в коллективного актора....................................135
4.1 Особенности экономического и инновационного поведения срсдпего класса...................135
4.2 Практики инвестировании среднею класса в человеческий капитал— —........................152
43 Средний класс в реализации и защите своих интересов .................................... 164
Заключение.......................................................................—.............167
Список литературы.—...............................-............................—...—...........172
Приложение...................-.........-...................................-—..................181
Введение
В свете происходящих во всем мире трансформационных процессов остро встает вопрос о том, каковы перспективы России в новом, глобализирующемся мире. Для понимания будущего страны в международном сообществе необходимо четко представлять вектор развития экономических и политических процессов в стране, успешное завершение которых станет для нее залогом обеспечения устойчивого места в складывающейся международной системе разделения труда, позволит вписаться в новый мировой порядок, а в свете современной ситуации — будет способствовать постепенному выходу из кризисной ситуации. >
Однако как успешность протекания политических, экономических и социальных процессов в стране, так и их конечные результаты связаны не только с проводимыми па макроуровне экономическими и социальными реформами, но и с определяемой ценностями и поведенческими практиками способностью и готовностью населения поддерживать эти инициативы на микроуровне. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос об особенностях сознания и поведения тех массовых групп, которые непосредственно оказывают влияние на функционирование экономической системы страны, определяют ее человеческий и инновационный потенциал. Речь идет, прежде всего, о среднем классе.
Как известно, средний класс.как массовый социальный субъект появляется в обществах индустриального и поздиеиндустриального типа. Именно в обществах этого типа возникает классовая социальная структура, в том числе - и массовый средний класс.
Он служит социальной базой и главной движущей силой реформ, обеспечивает технологический и социально-экономический прогресс, способствует воспроизводству квалифицированной рабочей силы, создает и распространяет образцы социокультурных и социально-экономических норм, осваивает и ретранслирует на остальные слои населения многие инновационные практики, являясь, таким образом, с точки зрения выполняемых им функций особым социальным субъектом. .
Именно поэтому так важно определить, завершилось ли уже становление среднего класса в России, чем характеризуется этот процесс, каковы характеристики и функции, «• реализуемые средним классом в современном российском обществе, каково его возможное влияние на дальнейшее развитие страны. Необходимо оценить особенности сознания его представителей, проанализировать характерные для них поведенческие практики, понять особенности механизма становления среднего класса как в условиях экономического роста, так и в условиях экономического спада.
Подобный анализ представляет не только теоретический интерес, но имеет и большую практическую значимость. Последствия реформ могут быть неутешительными, если массовые слон населения — прежде всего, средний класс — не будут готові,і осваивать новые поведенческие практики и руководствоваться в своем поведении продуктивными в новых условиях ценностями. Без понимания специфики процесса становления среднего класса, особенностей сознания и поведения его
-3-
Классовая структура в рамках данной концепции представляет совой (в капиталистических обществах) отношения двух фундаментальных попяризированпых классов - капиталистов и рабочих, которые выделяются по их отношению к средствам производства. Такой анализ является, по сути, одномерной вертикальной стратификацией, в основе которой лежит экономический признак - собственность на средства производства. Нужно сказать, что этот критерий не случайно оказывается центральным в проблеме классового анализа у Маркса. Классовый анализ связан с более широкой проблемой - проблемой развития общества, которое, по Марксу, связывается с развитием производительных сил, г.е. производство лежит и в основе модели развития общесгва в целом; что касается других форм общественных отношений, в том числе классовых, то они следуют из развития производства, обуславливала им.
Маркса интересовали, в первую очередь, антагонистические отношения между классами, лежащее в их основе противоречие При гаком подходе при выделении классов - взаимообусловленных групп, интересы которых входят в противоречие, кроме основных классов эксплуататоров и эксплуатируемых остаются еще и промежуточные группы, промежуточные классы. Маркс рассматривает их как возможных союзников классов капиталистов или рабочих - основных антагонистических социальных сил.
Если в центре теории Маркса лежит производство и эксплуатация, что определяет специфику его классового анализа, то градационный анализ М.Вебера имеет иные особенности, определяющиеся его центральной концепцией - концепцией жизненных шансов, и основной акцент им ставится не на производсгво, а на рынок. Идея жизненных шансов состоит в том, что количество и качество ресурсов, которыми обладает индивид, определяют существующие для него возможности в рыночных отношениях. Владение средствами производства, знаниями или же только своей рабочей силой определяет различные альтернативы для разных социальных групп в рыночной экономике. Анализируя социальную структуру общества, Вебер использует многомерную стратификацию — несколько шкал признаков, значения по которым плавно нарастают. Такой подход позволяет классифицировать все домохозяйства, просто определив положение их глав на различных шкалах, т.с. в различных социальных полях.
Согласно логике Вебера, проблема социального расслоения и стратификации связана с распределением власти в рамках общества - возможности одного человека или |руппы людей реализовывать собственную волю в совместном действии даже против воли и желания других, принимающих участие в этом действии [127]. Этими источниками власти являются класс, статус и партия - в экономическом попе, социальном поле и поле властных отношений и интересов различных групп. Таким образом, существуют три основных источника социальной иерархии, что и порождает множественную стратификацию, в отличие от одномерной стратификации в концепции Маркса, в которой определяющим, по сути, является экоиомичсскос поле.
Различия положений в экономической сфере (доходы, собствен ность, материальное положение) порождают классы. Класс у Вебера - это не реальные
- 18-
сообщества, а основа для совместных действии, а “классовая ситуация*’ - типичные шансы получения прибавочного продукта, внешние условия жизни и личный жизненный опыт, детерминированные объемом и видом власти распоряжаться товарами или квалификацией в целях получения дохода в рамках данного экономического порядка [16]. По сути, классовая ситуация - это рыночная ситуация, и, еще раз подчеркнем, что тем самым в центре концепции Вебера оказывается уже не производство, а рынок. Так как действия на рынках определяются экономическими интересами, фактором, создающим класс, выступает именно рыночный интерес.
Второй фактор, определяющий положение домохозяйства в обществе — это статус. “Статусная ситуация” в терминологии Вебера - это любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. В основе сущест вования статусных групп лежит престиж, и различия в статусах приводят к различиям в стилях жизни, поведенческих паттернах, привычках и т.п.
Третий фактор - партии - это объединения по убеждениям и целям. Партии связаны с приобретением социальной власти, коллективными действиями и достижениями определенных целей. Партия всегда подразумевает соответствующие социализацию, идентичности и разделение общей идеологии, так как связна с совместным достижением чего-либо.
Таким образом, при определении места домохозяйства в социальной структуре свою роль играет уже не только экономический признак (идущий не только от производства, но от рынка в целом), но и культурные и социальные особенности. По сути, Вебер разрабатывает основу многомерной стратификации, которая до сих пор остается одним из основных методологических подходов к структурному анализу общества. При анализе неравенства он предлагает учитывать не один, а несколько типов стратификационных факторов и существующих стратификационных иерархий. Как мы увидим далее, при выделении среднего класса в России чаще всего применяется именно этот подход - многомерная стратификация с использованием определенного набора критериев, отражающих положение индивида или домохозяйства в различных нолях.
Нужно сказать, сто Всбср не строил четкой классовой структуры классового общества, однако в целом, согласно веберовской терминологии, собственники - это позитивно привилегированный класс, а те, кто не имеет ни собственности, ни квалификации - негативно привилегированный класс. Между этими двумя полярными классами находятся неоднородные средние классы.
Итак, теория социальной структуры Маркса сосредоточена на выделении противоборствующих групп, отличающихся между собой по наличию или отсутствию определенных признаков (в частности, наличию или отсутствию контроля над средствами производства), в то время как теория Вебера, являясь градационной, не сосредотачивается на альтернативных признаках, а определяет разделение общества по тому или иному объему и качеству разнообразных признаков, имеющихся в наличии в
- 19-
- Київ+380960830922