Ви є тут

Принципы и источники формирования кадров государственной службы субъектов Российской Федерации в условиях становления правового государства

Автор: 
Кочетков Андрей Валентинович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
1999
Артикул:
1000212906
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 22
РАЗДЕЛ 2. КАДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОСТОЯНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ................67
РАЗДЕЛ 3. ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................................... НО
РАЗДЕЛ 4. НЕОБХОДИМОСТ Ь НОВОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА...............140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................173
СПИООК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
»ЛИТЕРАТУРЫ .............................. 180
і
ВВЕДЕНИЕ
'•'Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали собственным благом во имя общественного благополучии "
Артур Шопенгауэр1
На протяжении многих веков философы, начинам с Платона и его идеи основания ‘ идеального государства", социологи, юристы, историки и политические деятели ищут модель совершенного государства, в котором частные интересы граждан органически сочетались бы с государственными и общественными интересами. В поисках ее формировалась и развивалась концепция правового государства2 как гаранта общественного благополучия, являющаяся одним из существенных достижений человеческой цивилизации.
Идея создания такого государства как в теоретическом, так и практическом планах имеет особую социальную значимость для современной России. После принятия в і 993 году ее новой Конституции в нашей стране взят курс на становление3 демократического федеративного правового государства с действенной системой управления, кагорам призвана агвечагь актуальным потребностям общества и быть способной обеспечивать приоритет прав и свобод человека и гражданина, реализацию законных интересов людей и повышение качества их жизни.
1 Цит. поГГараиов П С Анатомия мудрости 106 философов жизнь, судьба, учение. Том II. Симферополь. 1995.
ст.
^|||ДДуЯИ11И|М |' и М|1 11111^1 понимается иисокоразвитый тип государства, в котором жизнь и деятельность 9 сЩщшя сооврРгстп«н р законами, нормами и правилами, воплощенными в праве. Это означает, что .Здоюде фсдаййнщркк его заклшровсц в том, чтобы всем людям (своим гражданам) представить равные (в тоошм отнош I? им>|) ир ,1&ы и сщ&рвм и потребовать (• необходим^ хфсдолах>вьтолнення каждым равных Зрзаянся^шй, разумЛЙ» веред оЩКвом, в не по ткпафШя.'' (См. Атаманчук: Г.В. Новое государство; ЛОкски. иядюэни, авУможмости С. 129). V
3 Понятие *стф<шсш4с'' оМзчаст, применительно к конкретным социальным явлениям, переход от начальной Стадии их существования (зарождения) к завершенной форме, единство бьпи* и небытия, ведущее к опдорг
ленному результату.
18
сти от различных социальных параметров. Указано, что в условиях правового государства необходимо рациональное сочетание внешних и внутренних истопников формирования кадров государственной службы. Огражены их преимущества и недостатки.
2. Исследовано современное состояние кадров государственной службы субъектов РФ в части, касающейся реализации принципов их формирования с позиций соответствия социальным потребностям становления правового государства. Раскрыты основные противоречия данного процесса: преемственность в осуществлении кадровых назначений но принципу личной преданности вышестоящему руководству, использование вместо конкурсного отбора методов назначения по усмотрению руководства, слабое влияние принципа профессионализма на карьеру государственного служащего субъекта РФ, зависимость его служебного роста от характера личных социальных связей, поддержки политических партий и экономических структур и др. Определено, что в России на современном этапе процесс реализации принципов формирования кадров государственной службы, присущих правовому государству, находится на начальной стадии своего развития, характеризующейся зарождением новых адекватных ему социальных механизмов и технологий. Проанализированы нормативные правовые акты субъектов РФ с точки зрения отражения в них социальноправовых аспектов реализации следующих принципов формирования кадров государственной службы: законности, равнодоступности, заслуг, профессионализма, внепартийности, справедливости, демократизма, стабильности, социально-правовой защищенности, социального партнерства, ответственности, социального контроля, открытости, гласности и др. Обоснован вывод о начале создания в регионах нормативно-правовой базы для формирования кадров государственной службы субъектов РФ, соответствующей потребностям общества, правового и социального государства.
3. Выделены и обоснованы приоритеты, способствующие созданию дей-сгвенной исгочниковой баш формирования кадров государственной службы субъекта РФ: заблаговременное выявление и профессиональное развитие твор-
чески способных госслужащих; создание региональной системы последовательного и организованного привлечения молодежи на госслужбу; рассмотрение с учетом конкретной ситуации в качестве предполагаемых источников формирования кадров государственной службы действующих в регионе федеральных государственных служащих, представителей депутатского корпуса органов государственной власти и органов местного самоуггравления, муниципальных служащих, кадров политических партий и иных общественных объединений, руководящею состава коммерческих организаций; оптимальное использование в государственных органах потенциала научных работников, бывших военнослужащих, женских кадров и др. Разработан ряд мер по реализации данных приоритетов и привлечению на государственную службу субъектов РФ лиц из различных социальных групп, слоев и категорий граждан.
4. Предложен новый подход к формированию кадров государственной службы субъектов РФ1, соответствующий “реалистической” парадигме государственного управления и рассматривающий “человеческого аспект” в качестве основы концепции этого социального процесса, характеризующегося открытостью и многообразием его источников. Данный подход предполагает выдвижение на первый план при подготовке, подборе и расстановке госслужащих субъекта РФ принципов законности, равнодоступности и “меритократии”2. Он в соответствии с последним может быть назван “меритократическим” и, по мнению автора, позволяет обеспечить интенсивный переход от стихийности к управляемости формированием кадров государственной службы, от его “иррационального” типа к “рационально-реалистическому”, от верности “хозяину” к честному служению обществу и гражданину как налогоплательщику, верности идеям правовог о и социального государства.
’ То есть подход, который является новым по отношению к тем подходам, которые были в России до принятия в 1993 году Конституции РФ и должен использоваться государственными органами в условиях становления Российской Федерации именно как нового государства.
2 Термин "меритократия" (лат. тегПиэ - достойный + греч. кгаК» - власть) означает буквально власть, основанную на заслугах, и введен в употребление английским социологом М Янгом. В антиутопии "Возвышение мери-то краги и: 1870 - 2033” (1958) он изображал грядущий приход к власти интеллектуально иаибшющрареюшх и энергичных личностей, рекрутируемых из всех социальных слоев общества. В настоящее врё*я принцип "меритократии" лежит в основе современных концепций государстве«шой службы за рубежом.