Ви є тут

Социальные ожидания молодежи : Структурный аспект

Автор: 
Куприянова Юлия Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000250946
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение.........................................................3
Г лава 1. Методология исследования ожиданий социальных групп.........................................14
§1.Антиномии методов социологического исследования ожиданий 14
§2.Надежность исследования ожиданий социальных групп.................................................49
Глава 2. Основные параметры и факторы динамики социальных
ожиданий молодежи....................................................................................80
§ 1 .Параметры и факторы экспектаций и методы их измерений...........................................80
§2.Проблемы исследования актуализации социокультурных факторов
деятельности.....................................................103
Заключение...........................................................................................123
Библиографический список используемой литературы.....................................................130
Приложения.......................................................143
3
ВВЕДЕНИЕ
I Масштабность и глубина перемен, происходящих в России, порождают вопросы о направленности этого процесса, возможных вариантах развития ситуации в России, о специфике российской модернизации. И, соответственно, об ожидаемых или вероятных его результатах. Решение этих вопросов во многом связано с оценкой состояния наиболее динамичной социальной группы - молодежи, которая является одним из факторов реализации социальных изменении.^
В нашей стране накоплен богатый опыт исследования проблем молодежи. Активно изучались жизненные планы молодежи, которые расширили представление о типологии молодежного сознания, проводились исследования общей активности молодежи, происходила комплексная разработка жизни молодежи1. До конца 80-х годов в отношениях молодежи и общества преобладали идеологизированные критерии, ориентированные на преемственно - воспроизводственную модель взаимодействия. В таком обществе довольно ясны и определенны были перспективы для молодежи. Она должна была влиться в существующую социальную структуру, поэтому и рассматривалась как смена, которая механически заменяет старшие поколения и должна поддерживать социальную систему в неизменном виде.
1 В современном нам обществе нет однозначно заданных направлений общественного развития, нет и строго заданной социальной перспективы для молодежи. В этих условиях, возможны различные стратегии поведения социального субъекта, что обуславливает различные варианты социальной динамики. Многовариантность движения к будущему фиксируется в специфических формах общественного мнения по поводу ближайших и более отдаленных перспектив общества, социального субъекта, строящего
1 Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего 30-ти летая // Социолог, исследования. -1994.- №6.-с.50.
1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЖИДАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ
ГРУПП.
§1.Антиномии методов социологического исследования экспекта-
ций.
Рассмотрение методологии исследования экспектаций социальных групп необходимо, на наш взгляд, начинать с анализа содержания понятия "экспектации". В социологической литературе используется несколько значений этого понятия. Экспектации обычно определяются, как социальные, ролевые ожидания - компоненты, обычно неформализованные, системы регуляции социального поведения, взаимодействий в группах и обществе.,
Понятие экспектаций, как ролевых ожиданий, получило преимущественное развитие в американской социологии. По мнению Т.Парсонса, действующие в социальных системах нормативные экспектации, определяются культурой и устанавливают, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях. Эти экспектации интегрируются с мотивами деятелей в ролях, то есть с тем, что они испытывают побуждение сделать или “хотят” сделать в “соответствующих” ситуациях и обстоятельствах. Содержание нормативных экспектаций не зависит от способа их санкционирования. Причем, санкции делятся на “моральные” и правовые. Система экспектаций, существующих в обществе, интернализуется отдельной личностью в процессе социализации. Неопределенность в системе экспектаций, по его мнению, является главным источником широкого распространения девиантного поведения и аномии1.
Социокультурная природа ролевых предписаний, по Парсонсу, является причиной того, что ролевые требования поддерживаются и сохраня-
1 См.: Парсонс Т. Заключение. Общий обзор // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. / Ред. и вст. ст. Г.В. Осипова. Пер. с англ.- М.:Прогресс, 1972.- с.365.
15
ются обществом, а конкретные индивиды приходят и уходят. Принятие человеком на себя роли представляет явление социализации. Статусно -ролевое поведение навязывается человеку обществом (общественные ожидания, обязательства), превращая его в “актера” на социальной сцене. По мнению Парсонса, социальная роль включает в себя:
•права: экспектации индивидом того, что другие будут вести себя по отношению к нему так, как это принято в социальной группе, данном обществе;
•обязанности: экспектации других поведения индивида, соответствующего его статусу.
Данные ожидания-обязательства дают возможность заранее исчислять определенное поведение людей, их реакции на свои действия и оценивать шансы на успех своих действий. Общество находится в равновесии, если ролевые экспектации ясны и выполняются. Успешность социальных действий, т.е. надлежащих исполнению социальных ожиданий-обязательств зависит от правильного выбора соответствующих средств и методов действий (позитивное убеждение, негативное принуждение, эгоистический компромисс). Однако обществу приходится зачастую заставлять своих членов выполнять социальные роли и выправлять ролевые отклонения. Одной из причин возникновения ролевых отклонений является противоречия в ожиданиях одной и той же роли.
Касаясь проблемы экспектаций, Н.Смелзер проводит различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером формальных ожиданий, по его мнению, являются законы, а к неформальным ожиданиям можно отнести правила этикета, правила вежливости. Неформальные ожидания также как и формальные, оказывают большое влияние на поведение людей. Кроме того, он считает, что реакции на несоответствующие ролевым ожиданиям поступки могут быть разделены на формальные и неформальные. Когда поступки человека со-