Ви є тут

Образование в России: институционально-функциональный анализ

Автор: 
Жаворонков Дмитрий Викторович
Тип роботи: 
институционально-функциональный анализ
Рік: 
2004
Артикул:
192790
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
1. Становление и опыт функционирования института образования в России. 19
1.1 Образование как социальный институт..............................19
1.2 Институционализация российского образования......................28
1.3 Опыт и проблемы функционирования отечественного института образования в дореволюционный и советский период...............43
1.3.1 Воспроизводство господствующей идеологии дореволюционным и советским образованием.............................................43
1.3.2 Воспроизводство общих и профессиональных знаний...............61
2.3. Влияние образования на мобильность в дореволюционный и советский
периоды...........................................................79
2. Воспроизводство господствующей идеологии современным российским образованием........................................................93
2.1. Проблемы воспроизводства идеологии..............................93
2.2 Цели воспроизводства идеологии и способы их достижения...........97
3. Воспроизводство общих и профессиональных знаний....................109
3.1. Структурные изменения института образования....................109
3.2. Индивид в учебном процессе.....................................119
4. Роль современного образования в социальной мобильности.............123
4.1. Влияние образования на мобильность.............................123
4.2. Возможности доступа к образованию..............................133
Заключение............................................................139
Список использованных источников......................................143
Приложение............................................................155
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Роль и значение образования в жизни общества и в судьбе каждого человека очень велики. Социальный институт образования является средством социализации членов общества; обеспечивает воспроизводство в обществе господствующей идеологии; реализует функцию воспроизводства социальных, культурных и трудовых навыков; образование является одним из важнейших средств социальной мобильности и, таким образом, обеспечивает восхождение индивида по социальной лестнице; образование выполняет функции социального и культурного изменения и многие другие функции.
Взаимосвязь системы образования и социальной структуры общества — актуальная сфера исследований в мировой и отечественной социологии. Институт образования с его формальными организациями, осуществляя формирование личности путем активного участия в процессе социализации, играет важную роль в сохранении и изменении социальной структуры. Он влияет на условия и возможности вертикальной и горизонтальной мобильности, трансмиссии и конверсии статусов. Таким образом, институт образования прямо или косвенно оказывает существенное воздействие на многие важные сферы жизни общества.
В то же время этот социальный институт находится под сильным влиянием других институтов общества. Институт образования формируется под воздействием ценностно-нормативной системы данной культуры. Политическая система управляет развитием и функционированием института образования, формулируя его цели и задачи в своих интересах, осуществляя контроль за реализацией институтом образования его функций.
Экономическая система общества является, с одной стороны, потребителем результата деятельности института образования, с другой - предоставляет
3
Ряд других историков в монографиях и статьях подробно описывают развитие и состояние отечественного образования в конкретные периоды времени. Так, В.А. Змеев в цикле статей показывает становление и развитие высшего образования в России с начала 18 века до Февральской революции [35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42]. Он уделяет особое внимание политике государства в области высшего образования и социальному положению профессорско-преподавательского состава и студенчества. А.Е. Иванов рассматривает более узкий период развития высшего образования в России - конец 19- начало 20 века [43, 44]. Н.В. Полякова описывает развитие отечественного образования в 18- первой половине 19 веков [116, 117].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что становление и развитие института образования в России глубоко исследовалось представителями различных дисциплин, прежде всего историками и социологами. Большое внимание уделялось вопросам реализации институтом образования своих функций. Однако, имеющиеся исследования не дают полного и всестороннего ответа на вопрос о том, под влиянием каких факторов создавался и развивался институт образования в России и приобрел те специфические черты, которыми он характеризовался в прошлом и обладает в данный момент. Исторические исследования, хотя изучают российский институт образования достаточно всесторонне, тем не менее, носят в основном описательный характер. Социологические исследования в основном концентрируются на анализе какой-либо одной проблемы или функции института образования. Таким образом, существует потребность комплексного социологического анализа, позволяющего совместить системный и структурно-функциональный подход и методологию историзма в исследовании возникновения, становления и развития института российского образования.
Объектом исследования является социальный институт образования в России - включающий ценностно-нормативную структуру, организационную систему, социальный корпус управленцев, преподавателей и учащихся.
14
Предмет исследования - процессы возникновения, эволюции и изменений в организации и функционировании российского института образования.
Цель исследования заключается в следующем — рассмотреть процессы создания, становления, функционирования и изменений института образования в России, раскрыть систему факторов, составляющих социально-экономические, политические и идеологические условия его существования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на базе анализа понятия "социальный институт" и соответствующего ему институционального подхода в изучении социальных явлений, охарактеризовать основные механизмы функционирования образования как социального института;
- показать этапы создания института образования в России;
- выявить и проанализировать основные факторы, влияющие на функционирование института российского образования и изменения в нем;
- охарактеризовать общие тенденции и противоречия в изменении институциональных форм образования под влиянием основных факторов, при учете внутренних закономерностей развития данного явления;
- проанализировать формы и способы реализации российским институтом образования своих основных функций: воспроизводства господствующей идеологии, общих и профессиональных знаний, социальной мобильности.
Гипотеза исследования заключается в следующем: институт образования в России создавался и функционировал под влиянием противоречивых требований политической, экономической и идеологической подсистем общества, которые определяли направления его функционирования и развития. Дисфункции образования вызываются ослаблением контроля политической подсистемы над образованием, либо его чрезмерным вниманием к какой-либо функции образования.
Теоретико-методологическими основаниями диссертационного исследования являются институциональный подход, теория социального конструирования реальности и функциональный анализ. В рамках институционального