Ви є тут

Политические традиции в современном российском обществе : Опыт социологического анализа

Автор: 
Сергеева Ольга Вячеславовна
Тип роботи: 
Опыт социологического анализа
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
168
Артикул:
1000338497
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 2
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования политических традиций.
1.1 Определение сущности и принципов классификации политических традиций...................................... 11
1.2Функции политических традиций - потенциал
социального порядка........................................ 44
Глава 2. Традиции как фактор детерминации политических процессов в общественном развитии России
2.1 Российские политические традиции: становление и символические ресурсы......................................... 69
2.2 Влияние традиций на социально-политические 111 взаимодействия в условиях постсоветской трансформации
Заключение............................................... • 146
Список использованной
•V»
литературы.................................................... 148
Приложение.................................................... 158
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процесс трансформации в России охватывает все сферы социальных взаимодействий. Особым динамизмом характеризуется преобразования в области политики. Изменение системы государственной власти, идеологическая переориентация, формирование многопартийности свидетельствуют о модификации практически всех институтов, регулирующих социально-политические отношения. Высокая нестабильность социальной среды инициирует максимально сложные
субъектно-институциональные взаимодействия, при которых меняются как сами модифицирующиеся институты, так и собственно субъекты
трансформации.
Проблемы адаптации граждан России к происходящим социально-политическим трансформациям усугубляются тем, что реформаторские проекты зачастую пытаются реализовать исключительно «сверху», вне развития политической культуры населения и учета ее традиционных компонентов. Игнорирование потенциала традиций, в которых
сконцентрированы сложившиеся представления людей о свободе,
социальной справедливости, равенстве, демократии, роли государства, отношении к частной собственности и некоторых других приводит к мировоззренческим и политическим кризисам. Поэтому инновационные программы развития в столкновении с реальной жизнью часто оказываются неработающими. Вопрос поиска адекватных специфике отечественной политической культуры механизмов трансформации обусловливает необходимость анализа роли политических традиций, которые являются значимыми регуляторами социально-политического поведения населения России.
Кроме того, опыт социального реформирования, накопленный в результате стремительных перемен, происходивших в мире во второй
14
«деструкция опять же не хочет хоронить прошедшее в ничтожности...»1, ее задача состоит в «отслоении наращенных» на традицию различными эпохами «сокрытий».
Можно сказать, что философский анализ традиции является фундаментом для всех последующих частных научных разработок и концепций. В этой связи важно конкретизировать особенности представлений о традиции, которые сформировались в отечественной социально-философской мысли.
Отечественное самосознание всегда отличало развитие идей о «трагическом пути Отечества, об особом историческом жребии, об изоляционизме и периферийном положении Руси о... важнейшей экзистенциальной проблеме бытия между Европой и Азией с выбором оптимальной собственной позиции в евразийском контексте» . Однако научные споры о сущности и роли традиции в общественном развитии получили исключительный размах в России в первой половине XIX века, что было обусловлено столкновением идейных течений славянофильства и западничества. Причина обращения к проблеме исторических традиций коренилась в особенностях российской социально-исторической ситуации, стоявшей тогда накануне уничтожения крепостничества и определения принципов дальнейшего социального движения.
Так, например, традиция в концепции Чаадаева трактуется как передача от поколения к поколению идей, берущих свое начало в божественном откровении, она реализует связь и непрерывность в ходе истории, формирует индивидуальное и общественное сознание. Идея «становится достоянием всеобщего разума лишь в качестве традиции»3. Традиция воплощает в себе момент сохранения, устойчивости, ее следует рассматривать поэтому как благо. Этого блага, по мнению Чаадаева, лишена
1 Хайдеггер М. Указ. соч. - С. 23.
2 История философии; Запад - Россия - Восток (книга первая. Философия древности н средневековья). - М., 19%.-С. 428.
5 Чаадаев П. А Полное собр. соч. н избранные письма -Т. 1. - М, 1991. - С. 382.
15
Россия. Особенность трактовки традиции у Чаадаева состоит в том, что мысль о традиции непосредственно связана с инновационнореформаторскими устремлениями. В применении к России, согласно его взглядам, традиции нужно создавать, изменяя и общественное сознание, и общественное устройство.
В рамках философских дискуссий, начатых Чаадаевым, оформилось учение славянофилов и их взгляд на проблему исторических традиций. Признание, в противоположность Чаадаеву, существования в России самобытных традиций и их апология заняли видное место в работах И. В. Киреевского и А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, позднее - у Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова. Выступая против прозападной ориентации, каждый из названных мыслителей обосновывал особость миссии России.
Полемика вокруг проблемы традиций была поддержана А. И. Герценом. Одним из методологических принципов Герцена в его подходе к философии истории является антиретроспективизм: общественное развитие есть движение вперед, исторический процесс идет разными сочетаниями двух взаимно действующих сил традиции и идеала. Чем богаче историческое прошлое общества, чем больше утвердились формы его жизни, тем привычнее, естественнее представляются они выработавшему их обществу, и тем труднее новому порядку, пробить себе дорогу. Такой взгляд вносил в понимание традиции новый элемент, а именно - исторический подход к ней. В свое время та или иная идея, тот или иной общественный институт могли быть и были, как считал Герцен, шагом вперед в развитии общества и их утверждение в качестве традиции было благом. Но со временем эти идеи и институты изживают себя, становятся препятствием для социального новаторства; из блага традиция становится злом. Преодоление традиционных форм жизни не должно сопрягаться с насилием, новый порядок должен спасти все, что достойно спасения.
Как уже отмечалось, вопрос традиций с особой активностью обсуждается и разрабатывается в переходные моменты истории, когда остро