Ви є тут

Молодежь в процессе социального воспроизводства : Системный анализ

Автор: 
Полутин Сергей Викторович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000306996
179 грн
Додати в кошик

Вміст

/9
Содержание
Введение.........................................................4
Глава 1. Методология исследования молодою поколения в процессе социального воспроизводства
1.1. Процесс воспроизводства в природе и социуме................20
1.2. “Социальное воспроизводство” как категория социологического анализа............................................29
Глава 2. Молодежь и обшссгво: социально-исторический опыт взаимодействия
2.1. Социальное воспроизводство молодежи в доиндустриалыюм и индустриальном обществах...........................50
2.2. Социальное воспроизводство молодежи в современном обществе: парадигма новых исследовательских подходов.................88
Глава 3. Возрастные и психологические особенности молодежи как су бъекта социального воспроизводства
3.1. Возрастные особенности социального воспроизводства молодежи............................................................101
3.2. Психологические особенности социального воспроизводства молодежи............................................117
Глава 4. Социализация молодежи как механизм социального воспроизводства
4.1. Концептуализация понятия «социализация молодежи» 131
4.2. Факторы социализации современной молодежи...................150
3
Глава 5. Адаптационный и инновационный потенциал регионального молодежного субсоциума
5.1. Объективные предпосылки формирования
регионального молодежного субсоциума...............................159
5.2. Социально-демографические факторы
воспрои зводства регионального молодежного субсоциума..............172
5.3. Региональный молодежный субсоциум: проблемы достижения образовательного и
профессионального статуса..........................................215
5.4. Ценностные ориентации регионального
молодежного су бсоциума............................................283
Глава 6. Регулирование процессов социального воспроизводства регионального молодежного субсоциума
6.1. Система социальной зашиты и поддержки
молодежи: реализация основных стратегий............................297
6.2. Политико-правовые основы формирования
системы социальной зашиты и поддержки..............................302
6.3. Государственная молодежная политики и государственная система социальной зашиты молодежи:
проблемы формирования и управления.................................309
6.4. Региональная молодежная политика и региональная
система социальной зашиты и поддержки молодежи.....................324
Заключение.........................................................351
Приложении.........................................................363
Список использованной лилературы...................................368
37
щества обусловлено процессом становления ее как субъекта общественного производства и общественной жизни. В противоречии, возникающем между этими двумя сторонами общественного производства исследователи склонны видеть источник развития молодежи 152), [13].
Ятя жизнедеятельности молодежи характерно социальное воспроизводство социальных ролей и качеств, ориентаций в тех организационных формах, структурных образованиях, которые присущи обществу на определенных этапах его исторического развития Социальное воспроизводство является не только простым, продуцирующим модели социальной общности в их неизменном виде, но и расширенным, специфичным в плане совершенствования его социальных характеристик: квалификации, образования, культуры, преемственности, сплоченности, мировоззрения, т е. всего того, что определяет жизнеспособность социальной общности. Как справедливо подчеркивает В.Н.Боряз: “Развитие молодежи подчиняется трем общим законам: закону воспроизводства общественной жизни, закону неравномерного развития различных общественных свойств ее и, как следствие, закону стадийности развития” [ 18; 120].
Как субъект социального воспроизводства молодежь характеризуется “во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют ее в самостоятельную социальнодемографическую группу” (142; 9]. В данном случае речь идет о потенциальных возможностях молодых людей воспроизводить сложившуюся на момент становления молодого поколения структуру общественных отношений, участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.
“Во-вторых, как становящийся субъект общественного производства и воспроизводства молодежь характеризуется особым содержанием личностной и предметной сторон конкретно-исторического бытия" [142; 10].
Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно в другое, взаимодополнякгг друг друга как внешнее
38
и внутреннее, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.! 140; 10|
Социальное воспроизводство как непрерывный процесс возобновления социальной жизни и воссоздания моделей оптимальной социальной общности включает в себя три компонента:
1) физическое воспроизводство человека или живого организма;
2) воспроизводство человека как носителя определенных производственных отношений, профессионального статуса и трудовых ролей;
3) воспроизводство личности в ее общественных связях через усвоение определенных элементов культуры и цивилизации. Оно включает в себя деторождение, воспитание и образование, социализацию и передачу из поколения в поколение социального опыта [185; 147-148J.
Специфика молодого поколения заключается в том, что оно одновременно выступает и как продукт (результат) социального воспроизводства, и как активный субъект воспроизводственного процесса. Осваивая социальный опыт предшествующих поколений, молодежь одновременно изменяет и обогащает его, реализуя свой инновационный потенциал. На стадии детства и юношества молодой человек выступает преимущественно как объект воздействия со стороны общества и социальных институтов воспитания и образования. Получив профессиональное образование, молодежь включается в сферу непосредственного производства, реализуя свои профессиональные навыки и умения. Одновременно с приобретением профессионального статуса, примерно к 25 г одам, молодежь становится активным субъектом процесса социального воспроизводства; она на более высоком уровне воспроизводит (обогащает) социальный опыт, а с приобретением семейного статуса передает его новому подрастающему поколению.
Социальный опыт является тем базисом, на котором строится весь механизм воспроизводственных процессов. Социальный опыт может инторпре-