Ви є тут

Жизненные стратегии молодой семьи: социологический анализ

Автор: 
Сорокина Екатерина Сергеевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2007
Артикул:
192143
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1: Теоретико-методологические основы социологического
изучения жизненных стратегий молодой семьи........................17
1.1 Сущность социологического понятия «жизненные стратегии молодой семьи»............................................................17
1.2. Типологизация моделей жизненных стратегий молодой семьи 35
1.3. Стратегия жизни в системе жизненного ориентирования молодой
семьи.............................................................51
Глава 2: Современные модели жизненных стратегий молодой семьи: социологическое измерение.........................................70
2.1.Потребительское поведение и потребительские практики как проявление жизненная стратегия молодой семьи......................72
2.2. Репродуктивные стратегии молодой семьи.......................97
2.3. Воспитательный потенциал и воспитательные стратегии молодой семьи
.................................................................130
Заключение.......................................................158
Приложения..................................................... 184
2
Введение
Социально-экономические преобразования, осуществляемые в современной России сопровождаются обострением проблем выживания и социального благополучия личности и семьи в меняющемся социуме.
Специфика нынешней ситуации заключается в том, что помимо традиционно уязвимых групп - многодетных, инвалидов, неполных семей, пенсионеров, учащихся и др. - в категорию бедных попадают новые группы. Среди них - молодая семья т.е. категория экономически активного населения, которое способно своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния. Речь идет о семье в первые три года после заключения брака (в случае рождения ребенка - без продолжительности брака), если один из супругов не достиг 30 лет (в отечественной социологии и статистике наиболее часто возрастные границы молодежи определяются периодом от 15-30 лет), а для неполных семей с детьми - если магь или отец не достигли 30 - летнего возраста.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью государственной поддержки молодых семей, в которых проживают более 20 миллионов граждан или каждый седьмой россиянин. Поэтому, так или иначе, все проблемы российской семьи отражаются в молодой семье. В то же время она имеет свои, свойственные только ей, особенности, круг наиболее значимых для молодежи интересов. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности внутрисемейных отношений, освоения социальных ролей, жизненных стратегий каждым членом семьи, а также ее социализацией в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнением в той или иной степени функций социального института.
Все это придает особую актуальность проведения исследования генезиса, типологии и проявлений жизненных стратегий молодой семьи кроме того актуальность усиливается рядом объективных обстоятельств1:
1 Сорокина Е.С. Мололая семья: выбор жизненной стратегии'/ Социологическая школа МГСУ: результаты и перспективы: сборник докладов на X Годичных научных чтениях (14 мая 2003). - М.: Издательство МГСУ «Союз», 2004.-С. 190.
3
жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие своей личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности...»1 эти слова можно полностью отнести к анализу жизненных стратегий молодой семьи.
Попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, на примере России, предприняла Н.Ф. Наумова. «Общество в переходный период - эго особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояние, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее. Именно поэтому нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно -функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социатьных систем2».
Также следует отметить отечественные разработки по данной проблематике: концепцию жизненных планов, разрабатываемую в связи с проблемами диспозиции личности (В.Л. Ядов.), или социальной активности (В.Г. Мордкович и др.), изучением проблем трудовой мотивации, образования или включения молодежи в социальную структуру общества (A.A. Матуленис, MIL Руткевич, М.Х. Титш, Э.А. Саар, Г.А. Чередниченко,
B.Н. Шубкин и др.), концепцию социализации (Г.И. Осадчая, и др.), концепцию целенаправленного поведения личности (Э.М. Коржева,
Н.Ф. Наумова), профессиональной деятельности (С.А. Анисимов,
C.А. Мальцевич и др.), социологические исследования ценностей (Н.И. Лапин и др.), исследование культурных стилей личности (А.М. Демидов, Л.Г. Ионин и др.)3.
1 См.: Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. С.67.
2 См. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // ОхдоюгтеспАжурнал 1995.Ni2
3 Матуленис A.A. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983- Руткевич М.H., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М 1986; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Ядов В.А. Дис.чозиционная концепция личности //Социальная психология Л 1979; Наумова Н.Ф. Социологические и
20
Проблемы, посвященные изучению жизненных стратегий семьи, частично рассматривались в работах: Е.Л Омельченко, Р. Пехунена, Т.Е. Резник, II.Д. Сорокиной, H.H. Федотовой и других1. Необходимо также отмегить исследования в сфере трансформации жизнедеятельности семьи (А.И. Антонов, A.B. Артюхов, И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Вишневский, Ю.А. Гаспарян, С.И. Голод, Т.А. Гурко, О.Н. Дудченко, И.В. Калабихина, A.A. Клецин, В.В. Солодников, А.Г. Харчев, B.C. Языкова и др.), ценностей семьи (Н.Г. Аристова, М. Ю. Арутюнян, С. И. Голод, О. М. Здравомыслова и др.), функционального анализа семьи (В.В. Бодров, Э.К. Васильева,
Н.В. Малярова, М.С. Мацковский, М.В. Петрович и др.), воспитательного потенциала семьи (А.Н. Волкова, Т. А. Гурко, A.C. Красовский,
Н.С. Мацковский, Е.Т. Соколова, А.Г. Харчев, З.А. Янкова и др)2.
Перенос исследовательского интереса на индивидуальные жизненные стратегии молодежи в западной социологии связывают с возрастающим многообразием каналов вхождения ее во взрослое общество3. В западной социологии широко известны теория социальной установки,
психологические аспекты целенаправленного повеления. М., 1988; Бобнева М.И. Социальные нормы регуляции поведения. М., 1978; Корнеев М. Я. Проблемы социальной типологии личности. Л., 1971; Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984; Коржева Э, М. Сошшьные цели и их реализация в планах социального развития. Казань, 1976; Молодежь: ориентации и жизненные пути. Рига, 1988; Ядов В.А., Ядов Н.В. Социальные и индивидуальные факторы изменений в днепозиционной структуре личности//Социологические очерки. Ежегодник. Выпуск 1.; Социальная идентификация личности - 2. В 2-х кн. М., 1994.; Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив М.: 1995 (соавт.) Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984; Коржева Э.М. Социальные цели и их реализация в планах социального развития. Казань, 1976;Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983; Молодежь: ориентации и жизненные пути. Рига 1988; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М. 1986: и др.
1 Федотова Н. Н. Жизненные стратегии молодёжи /Человеческие ресурсы. - 2003.-№2.-96 с; Сорокина Н.Д. Проблема взаимосвязи образования и социальной дифференциации в зарубежной социологии // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. 2001. Ха 2., Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000.261 с.; Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. И Вопросы психологии. - 2002. -№ 4. -С. 74-85; Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов. // Вестник МГУ, серия 14 «Психология». -2003.-№ 3 - С. 15-23; Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995 и др.
2 Антонов А.И. Микросоциология семьи /А.И.Антонов. - М., 1998. - 360 с.; Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999.-№ 1-2; Арупонян М.Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей. Автореф. дис... канд. филос. наук. М.: ИСИ АН СССР, 1984; Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы и статистика, 1981; Левин ЕМ.. Петрович М.В. Экономическая функция семьи. М.: Финансы и статистика, 1984; Малярова Н.В. Функции семьи по отношению к обществу и индивиду и их значение для стабилизации семьи // Стабильность семьи как социальная проблема /Отв. ред. З.А.Янкова. М.: ИСИ АН СССР, 1978; Малярова Н.В К определению понятия «образ жизни семьи» // Семья и социальная структура социалистического общества / Отв. ред. А.Г.Харчсв, М.Г.Панкратова. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1980; Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989; Стабильность семьи как социальная проблема / Огв. ред. З.А.Янкова. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1978. Зверева Н. Воспроизводство человеческого капитала на уровне семьи //Вестник Моск. Ун-та. Экономика, №5,1998.; Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., Менеджер, 1995.; Языкова B.C. "Мир семьи: ожидания и реальность" - М.: Профиздат, 1987 -144 с. И др.
J Ядов В. А. Социология в России. Издание второе. М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. - С. 143.
21