Л_-
1
Содержание
Введение.................................................2
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования
г
социализации молодых сотрудников ОВД............................11
1.1. Современные теории социализации личности............11
1.2 .Сущность и содержание социализации молодых сотрудников
органов внутренних дел..........................................40
Глава 2 Нормативная специфика профессиональной социализации молодых сотрудников ОВД............................61
2.1. Отношение молодых сотрудников к службе в ОВД 61 <
2.2.Факторы профессиональной социализации молодого сотрудника ОВД.................................................................88
Заключение...............................................117
<7
Список использованной литературы.........................120
Введение
Актуальность темы исследования. Социальные изменения, г происходящие в России в последние годы, затронули все сферы жизни. С одной стороны, они являются результатом целенаправленных реформ, проводимых в нашей стране, с другой стороны, трансформация социальных структур выступает следствием естественного процесса становления новых форм социальных отношений. Реформированию подверглось большинство социальных институтов: образование,
здравоохранение, армия, государственная служба и др. Существенные* изменения произошли и в системе органов внутренних дел.
Оказавшись в новых социально-экономических и политических условиях, органы внутренних дел столкнулись с проблемами своего функционирования. Трансформация ОВД набирает обороты. С введением в действие Федерального закона «О полиции»1 развернулась новая масштабная перестройка данного социального института. Как отметил Президент России Д. А. Медведев, наше общество ждет позитивных изменений в работе органов внутренних дел. «...Создание полиции - это не ребрендинг милиции в полицию. Речь идет о новом правоохранительном институте, который должен отвечать всем современным требованиям» , - заявил он.
Вместе с тем изменения не приводят к быстрой перестройке организационных и процессуальных сторон деятельности органов.
1 О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
2 Выступление Президента России Д. Л. Медведева на расширенном заседании коллегии МВД России 22 марта 2011 г. // Сайт МВД РФ. иЯЬ: http://www.mvd.ru/news/show_87587/
*11
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§ 1.1 Современные теории социализации личности
Социализация молодых сотрудников органов внутренних дел — одна из многочисленных частных и при этом сугубо практических проблем, которые ставит сама жизнь перед российским обществом, как она ставила их перед советским обществом, собственно, перед любым государством, с любым строем, если в государстве предусматриваются структуры, подобные органам внутренних дел. Ее особенностью в наше время является наложение на социализационные проблемы как таковые факторов, связанных с нестабильностью общества. Л. И. Ковалева в этой связи указывает: «Реформирование общества обусловило
трансформацию социализационных практик и социализационных траекторий, изменение эталонов социапизированности человека и его идентификационных ориентиров. Советская и современная российская модели социализации ориентированы на разные типы личности, развитие разнонаправленных социальных качеств (приоритет общественного или частного интереса, коллективизм или индивидуализм, патернализм или расчет на собственные силы, контроль над личностью или расширение ее свободы и т. д.)»3.
3 Ковалева А. И. Социализационные условия идентификации // Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи. М.: Социум, 2000.
Следует учитывать, что социализация молодых работников органов внутренних дел как происходила в период стабилизации общества, так происходит и теперь, причем спонтанно и по определенному плану, но в любом случае представляет собой процесс, имеющий присущие ему длительность, формы и результаты. Такого рода процессы в обществе могут быть отнесены к сфере культуры повседневности, они происходили, происходят и будут происходить вне зависимости от какого бы то ни было теоретического осмысления.
Однако в зависимости от типа социализации роль теоретического анализа претерпевает значительные вариации. Типология социализации по основанию целеполагания может быть построена по модели апрейзера4 в виде трехзвенной цепи:
а) спонтанная социализация, происходящая вне зависимости от какого-либо социального проектирования;
б) социализация в соответствии с неясно сформулированными целями, сочетающая спонтанную и организованную формы осуществления;
в) социализация с ясно осознанной программой на основе принципов социального проектирования.
Применительно к первому выделенному типу теоретик выступает в роли стороннего наблюдателя. Отмеченные им особенности процесса социализации могут быть весьма значительными для социологии, для понимания неявных механизмов социализации. Самый яркий пример такого исследования — работа Вал. А. Лукова и Д. Л. Аграната
4 Апрейзер — «способ измерения какого-либо свойства объекта с применением трехзвенной шкалы оценки, где центральный показатель выражает среднее значение (равен нулю, нейтрален), а два другие дают противоположные характеристики измеряемому свойству («высокий» и «низкий», «положительный» и «отрицательный», «большой» и «малый» и т. д.)». — Луков Вал. А. Социальное проектирование / 7-е изд. — М. : Моск. гуманит. ун-т; Флинта, 2007. — С. 149.
- Київ+380960830922