2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ........................................... 16
1.1 .Социальная1! защита населения: сущность, состояние и проблемы развития....................................16
1.2. Социально уязвимые слои в системе социальной защиты населения.........................................44
1.3. Процесс институционализации системы социальной защиты населения.................................................66
ГЛАВА И. ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ...............................94
2.1. Анализ практики формирования региональной модели социальной защиты населения в Пензенской области......94
2.2. Проблемы взаимодействия государственных и общественных организаций в осуществлении помощи людям, оказавшимся в трудной ЖИЗНЕННОЙ ситуации...................................130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально - экономические реформы, проводимые в стране, привели к значительным переменам во всех сферах жизни российского общества. Они во многом были определены инфляцией, снижением реальных доходов населения, усилением социальной дифференциации и обострением проблем бедности и девиантности. Около 40 млн. граждан, т.е. почти треть населения страны, в настоящее время находятся у черты бедности.1
Стала очевидной необходимость создания и развития адекватной современным условиям системы социальной защиты населения. Такая система создается как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В современных условиях регионам предоставлены большие права и полномочия для самостоятельного решения многих социальных проблем. Они учитываются в региональных моделях социальной защиты, позволяющих полнее использовать местные опыт, ресурсы и возможности для повышения результативности усилий по социальной защите человека и обогатить местными подходами решения социальных проблем общенациональную линию на обеспечение социальной защиты населения страны. Опыт функционирования региональной системы социальной защиты населения, анализ содержания, специфики реализации функций, практики работы властных и общественных структур по социальной защите представляют большой теоретический и практический интерес и нуждаются в обобщении и теоретическом осмыслении. Это позволит выявить наиболее перспективные направления деятельности в области социальной защиты в решении острых социальных проблем человека.
Исследование показывает, что система социальной защиты населения, ее региональные модели формируются как социальный институт, значимость
1 Из послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации / Социальное обеспечение, 2002,№ 6. С. 11.
18
социальные стандарты и др. Политические факторы проявились в активизации деятельности общественных объединений, политических партий, которые в 90-ые годы выросли численно, организационно окрепли и стали превращаться в активный субъект социальной работы. Вопросы развития и улучшения социальной защиты, помощи и поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации стали все чаще привлекать их внимание, включаться в программы и другие документы, вноситься в качестве инициативы на обсуждение законодательных органов власти и т.д. Словом, в современных условиях система социальной защиты населения становится элементом национальной безопасности страны, предметом особой заботы как законодательных, так и исполнительных органов власти. Ими принимаются конкретные меры по противодействию многим угрозам жизненно важным интересам страны, как потенциальным, так и реальным. Так противодействие угрозам политическим, связанным с ростом социальной напряженности, обострением межэтнических конфликтов осуществляется посредством мер по преодолению бедности, замедлению снижения уровня жизни населения, социальной дифференциации общества, ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций. Среди этих мер - мониторинг и прогнозирование социальных процессов, упреждающая корректировка решений органов государственной власти, способных ухудшить социальную ситуацию, развитие социальных выплат и социального обслуживания. Сюда же следует отнести действия направленные на укрепление основ федерализма, повышение управляемости системы исполнительной власти, развитие социального законодательства, разработку и реализацию федеральных и региональных программ, заключение договоров о разграничении полномочий по вопросам социальной защиты с субъектами РФ, передача части полномочий по социальной защите населения на региональный и муниципальный уровни и др.
Экономические факторы являются важнейшими, определяющими характер и специфику института социальной защиты. В научной литературе по данной проблеме высказываются разные точки зрения. Часть авторов
19
утверждает, что социальная защита по своему содержанию не имеет экономических целей. Однако, и это совершенно очевидно, она:
- имеет экономические последствия, связанные с применением определенных методов ее регулирования;
- влияет на общий уровень потребления важнейших видов товаров;
- моделирует доходы посредством взимания взносов;
- является одной из форм налогообложения и предоставления пособий в денежной или натуральной форме.
Мы придерживаемся второй точки зрения. Социальная защита влияет на уровень накоплений и инвестиций, на спрос и предложения труда, на характер управления предприятиями и на стратегию руководства, значительное место в ней занимает экономические виды услуг. Очевидно ее влияние на экономическую конъюнктуру и на явления, связанные с ростом производительности труда. Поэтому важным является внедрение экономических, рыночных механизмов в ее распределительные каналы и ее ресурсное обеспечение.
Влияние экономических факторов проявляется и в том, что удается полностью воплотить принцип семейного подхода в социальной защите. Появляются новые возможности для противодействия угрозам, связанным с демографическим кризисом, состоянием генофонда и здоровья населения, ростом масштабов безработицы и вынужденной миграции, падением морально-нравственных устоев в обществе.
Семья является важнейшей структурой общества, естественным защитным механизмом для своих членов, обеспечивающих выработку мировоззрения базовых моделей поведения и жизненной стратегии, возможности адаптации к изменившимся условиям социума. 14 Вот почему одной из задач социальной защиты является укрепление потенциала семьи, в том числе и экономического, совершенствование в оказании помощи в
14 См.: Социальная политика: реальность и прогнозирование Ученые записки, 1996, 2.
- Київ+380960830922