СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Теоретико-методологические подходы к социологическому анализу поведенческих установок студентов.
1.1. Поведение и поведенческие установки как проблема в социологическом знании и основные тенденции ее исторического развития.
1.2. Ценностный подход при изучении факторов, влияющих на правовые поведенческие установки.
1.3. Модель социологического исследования нормативноправовых поведенческих установок студентов
Глава 2. Влияние социальной среды на нормативноправовые установки студентов российских вузов: социологический анализ
2.1. Влияние правовой подготовки студентов вузов на успешность их социализации.
2.2. Ценностное отношение студентов к существующему правопорядку, как проекция их правового поведения.
2.3. Нормативно-правовые поведенческие установки студентов при адаптации к рынку труда.
Заключение Список литературы Приложение
3-12
13-75
13-33
34-49
49-75
76-140
76-96
97-117
118-140
141-147
148-158
159-173
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современное развитие российской государственности напрямую связывается с формированием правового государства, стратегия развития которого опирается на формирование правого сознания граждан и как следствие увеличения доли лиц, для которых тип правового поведения является преобладающим, ценностно-значимым, определяющим их жизненные перспективы.
Как известно, нравственные убеждения и теоретические воззрения различных социальных групп государство проводит в свое общее сознание и на этом основании устанавливает свои положительные законы о добре и зле или праве. Поэтому вполне очевидно, что правовое поведение личности зависит от успешности формирования позитивных правовых установок, влияния на этот процесс различных социальных групп, институтов и социально-психологического потенциала личности.
Институт образования по существу является зеркалом как позитивных, так и негативных изменений, происходящих в нашем обществе. Именно здесь наиболее активная часть населения приобретает правовые знания, которые становятся полностью или частично нормой жизни и определяют типы социального поведения личности. В вузе происходит формирование личности путем преодоления и замещения ее природных наклонностей социально-, культурно- и профессионально- обусловленными умениями и навыками, к числу наиболее важных среди них можно отнести и формирование ценностно-нормативных поведенческих установок, как проекции правового поведения студенчества, овладение основами права и навыками правовых взаимоотношении.
Преобладание в нашем общественном сознании экономических над
социальными ценностями привели к значительным деформациям, к
появлению и распространению внеправовых поведенческих установок и
форм поведения, как среди студентов, так и преподавателей. По нашему
3
объяснения в личностных свойствах преступника. Так, Ханс Эйсенк высказал предположение о том, что аномальные психические состояния наследуются: они могут либо предрасполагать человека к преступлению, либо создавать трудности для него в процессе социализации (ЕуБепк, 1964). И при биологических и при психологических подходах к явлению преступности и девиации, предполагалось, что они обусловлены факторами, которые человек не может контролировать.
Огромное значение для нашего исследования имеют теоретические выводы и концепты, разработанные в рамках различных научных школ социологии.
Социологический подход разработан в рамках марксистской философии в середине XIX века. С точки зрения этого подхода, сознание является продуктом развития объективного общественного процесса, т.е. оно социально по своей природе.
А. Фергюсон в труде «Очерк истории гражданского общества» (1767) писал, что человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей.
Обосновывая нравственную самостоятельность человека, Кант решительно отметает вульгарный постулат о непременной «целесообразности» («практичности») человеческого поведения. «Практическое действие» в кантовском смысле может состоять и в отрицании практического действия в обычном смысле (например, в отказе стоить дом известного назначения или писать книгу известного содержания). Человек совершает поступок и тогда, когда он уклоняется от какого-либо действия, остается в стороне.
В XX веке особое влияние приобрели гуманистические теории
личности. Основателем гуманистической теории личности, по праву,
16
IV
считается Э. Фромм. Согласно Э. Фромму , взаимодействие психологических, идеологических и социальных факторов приводит к формированию определенного социального характера. Социальные типы характера - это не просто черты личности, это способы ее взаимодействия с другими людьми.
Как справедливо указывает П. Штомпка: «Поведение, деятельность, поступки, контакты, взаимодействие людей, их связь с другими людьми посредством системы социальных отношений, организаций и структур мы должны учитывать при любом анализе общества»19. Он выделяет три вида коллективной активности: массовые действия, коллективное поведение и коллективные действия. По мнению Штомпки, явления, состояния или процессы, которые происходят в обществе, сформированы массовыми действиями, индивидуальными действиями отдельных членов общества, являющихся результатом того, что они делают, руководствуясь своими и
ЛЛ
только им известными мотивами . Им выделяются три вида коллективных поведений: толпа, аудитория, публика.
Французские социальные психологи Густав Ле Бон и Габриэль Тард в концепции «психологии толпы» и «теории подражания» обращали внимание на то, что в их поведении отсутствует самокритичность и рефлексия2/, они отказываются от любых расчетов и рационального мышления. Они выделяют такую особенность поведения толпы как внушаемость, в толпе человек повторяет действия других - «стадное поведение». Парк (Чикагская школа), дополняет эти выводы своим наблюдением - толпа это «освободившиеся массы, чьи узы верности старому
18 Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
19 Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер с польск.
С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. С. 153.
20 Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер с польск.
С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. С. 156.
21 Тард Г. Социальные законы. СПб., 1906.
17
- Київ+380960830922