Ви є тут

Интернет-технологии как социальный механизм взаимодействия субъектов образования в развитии регионального университета

Автор: 
Рупасов Николай Юрьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192920
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА..............12
1.1. Роль Интернета в трансформации современных социальных институтов и организаций.........................................12
1.2. Специфика Интернета в развитии регионального университетского образовании......................................................45
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ................................................... 83
2.1. Особенности ориентаций и установок субъектов университетского образования на использование интернет-технологий в современных условиях.........................................................83
2.2. Механизмы оптимизации использования интернет-технологий во взаимодействии субъектов университетского образования...........111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................141
2
Введение
Актуальность исследования. За последнее десятилетие XX в. сеть Интернет стала неотъемлемым компонентом общественных отношений и индивидуальных коммуникативных практик в странах “первого мира”. В России развитие Интернета сталкивается с серьезными препятствиями -устаревшими телекоммуникационными сетями, низким уровнем компьютеризации, низкими доходами населения. Тем не менее, включение крупных и средних российских городов во “всемирную паутину” состоялось: объем аудитории Интернета к концу 2002 г. составил 8,8 млн. чел (8% жителей России старше 18 лет).1 Чем более привычными и повседневными будут становиться практики виртуального взаимодействия, тем актуальнее будут исследования Интернета как одного из ресурсов, определяющих динамику различных социальных переменных: от общества в целом до отдельных локальных сообществ и групп.
Развитие российского сектора "всемирной паутины" было теспо связано с использованием материально-технической и кадровой базы учреждений высшего профессионального образования, и, в первую очередь, - классических университетов. На основе этих вузов создавались телекоммуникационные сети, в них открывались крупные Интернет-центры, первые классы публичного доступа в Интернет. Все эти аргументы позволяют уверенно предполагать существование в классических российских университетах группы студентов и преподавателей, постоянно и активно работающих в виртуальном информационном пространстве. Очевидны и возможности, которые предлагает Интернет субъектам образовательного процесса. В то же время совершенно не изученными оказываются вопросы о полезности образовательных интернет-практик в реализации социальных функций университета, а также о возможных
1 Делицын Л. Догнать Бразилию// Независимая газета. - 2002. - 11 ноября. Данные приведены но взрослому (от
18 лет и старше) городскому (в городах от 100 000 чел.) населению России. Объем выборки - 18 тыс. чел. Метод - личное интервью по месту жительства. Под объемом аудитории Интернет за период времени донимается количество человек, хотя бы один раз выходивших в Интернет за последние полгода на момент интервью
3
современным формам тскстообразоватшя - от повседевных рукописных текстов до средств массовой информации. В той мере, в какой знаковая реальносгь может быть отделена от реальности «предметной», «вещественной», «виртуальной» оказывается не только интернет-коммуникация, как она обычно определяется в обыденной речи, но и любая коммуникация в принципе. Соответственно, на современном этапе развития социологического знания специфика анализа Интернета не может быть обоснована через определение уникального содержания этой коммуникационной среды, поскольку на нее с успехом могут быть распространены выводы, сделанные ранее при изучении других коммуникационных технологий - книгопечатания, средств массовой информации и т. д.
В то же время, этот вывод не снимает' актуальности второй названной исследовательской задачи - поиска взаимосвязи между интернет-практиками индивидов и групп и развитием конкретных социальных институтов и организаций. В этом случае анализ Интернета как уникальной информационной технологии оказывается необходимым условием формирования исследовательской концепции: в социальной практике нередки случаи, когда существует несколько альтернатив в выборе технологии взаимодействия, и, следовательно, нужна однозначая оценка - будет ли оно выполнено с использованием ресурсов Сети или же обращение к ним абсолютно нецелесообразно.
Именно эта теоретическая ориентация характерна для наиболее авторитетных представителей зарубежной социологии Интернета. Как отмечает Б. Веллман, ключевым вопросом этой дисциплинарной области является то, «как существующее многообразие размеров, композиций и структур сетевых сообществ оказывает влияние на количество и качество социальной поддержки, которую они предоставляют своим участникам».1 С учетом существующей количественной и качественной разницы между американо-европейской и
1 Wellman В. NeUvorks in tlvc Global Village: Life in Contemporary Communities. Boulder, 1999. - P. 84.
14
российской интернет-аудиториями, для отечественных социальных условий социологический анализ перспектив и возможностей инкорпрорирования новейших информационных технологий в традиционные политические, экономические, культурные процессы оказывается еще более важным. От теоретической полноты и эмпирической точности такой оценки во многом будут зависеть конкретные перспективы востребованности этих технологий, а следовательно, и становление «независимой», «саморазвивающсйся» реальности, которая в будущем может стать отдельным объектом научного исследования.
Таким образом, важнейшей методологической задачей становится определение универсальных механизмов индивидуальной и групповой интернет-активности, которые могут быть использованы в деятельности отдельных социальных институтов и организаций, в частности, в сфере регионального университетского образования. Значение полученных результатов оказывается, в первую очередь, прикладным, то есть, создающим возможность организации теоретико-прикладного исследования применения ресурсов Интернета в различных областях социальной жизни. Их научно-теоретическая ценность будет заключаться в оценке социальных пределов применимости интернет-технологий, а также обосновании актуальности предложенной концепции для исследования различных предметных областей отраслевой социологии.
С этой точки зрения, наиболее продуктивной является возникшая в 60-х гг. 20 в. теория информационного общества., в рамках которой разработан ряд объяснительных моделей, в которых анализируется возрастающая роль техники и технологий в жизни общества. На основе этой теории возможно изучение сети Интернет как одного из этапов становления современного комплекса компьютерных технологий, переопределяющих форму и содержание важнейших социальных отношений.
Целостной социологической реконструкции теории информационного общества препятствуют две основные проблемы - междисциплинарный харак-
15