Ви є тут

Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

Автор: 
Бухаева Раджана Владимировна
Тип роботи: 
На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автон
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
168
Артикул:
192992
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Теорегико-методагютческие основы исследования этнокультурной маргинальное™
1.1 .Сущность и содержание этнокультурной маргинальности________14
1.2. Маргинальный статус и этническая идентичность______________32
1.3. Методологические и эмпирические основы исследования________50
Глава 2. Факторы этнокультурной маргинальности
2.1.Индустриальный город как фактор этнокультурной маргинальности_______________________________________________60
2.2. Инонациональная среда и этнокультурная маргинальноегь 76
2.3. Варианты идентификации в условиях
этнокультурной маргинальности______________________________101
- г-.-**»
Заключение__________________+___________.______________________132
Библиографический список использованной литературы___________140
Приложения___________________________________________________151
2
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования проблемы этнокультурной маргинальности определяется, прежде всего, необходимостью решения сложных социальных проблем, выдвинувшихся на стыке веков перед человечеством. Всеобщая глобализация и модернизация вызвала усиление межкультурного общения, укрепление взаимосвязей между нациями и государствами, значительный рост миграционных потоков в современном мире. Сегодня на передний план общественной жизни выдвинулась проблема бытия человека в различных этнокультурных и политических измерениях. Особенно важна эта проблема для такого полиэтнического государства, как Россия.
Проблема этномаргиналов (людей, внутренне разделяющих культуру и традиции двух различных народов) особенно обострилась в связи с глубокими социальными преобразованиями. Распад Советского Союза повлек за собой процессы утраты ощущения принадлежности к общности «советский народ» и рост национального самосознания малочисленных народов, в том числе и бурят. Взрывной характер постсоветской этничности с достаточной очевидностью показал, что не только экономические факторы, но и этнокультурные, психологические особенности могут определять стиль внутри федеративных отношений. Очень часто именно этнокультурный фактор служит обоснованием политического и экономического обособления и даже попыток выхода автономий из состава РФ.
Все это вызывает исследовательский интерес к следующим вопросам: Что реально происходит со взаимодействующими этносами, уменьшилась или увеличилась культурная дистанция между ними? Как научиться соотносить гражданскую и этническую идентичность, не испытывая при этом социального беспокойства, ущемления национальной гордости? Каков механизм преобразования идентифицирующих установок но культурно-языковому
3
характерных для данного общества основных структур или принятых социокультурных норм и традиций. Маргинальная ситуация возникает на границах разных форм социокультурного опыта, иногда бывает весьма напряженной и по-разному реализовывается на практике. Она может быть источником неврозов, девиантного поведения, различных форм протеста.
В дальнейшем концепция маргинальное™ развивалась в рамках различных школ, направлений, подходов в американской и западноевропейской социологии. Маргинальное™ стала пониматься не только как результат межкультурных контактов, но и как следствие социально-политических процессов.
Интересные штрихи в трактовку изучаемого нами явления внесла французский социолог Арлетт Фарж. По ее мнению, во французском языке существительное маргинал используется для обозначения "тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым". Она отмечает, что как существительное слово появилось в 1972 г. (ранее существовало только прилагательное маргинальный) в связи с событиями во Франции в конце 60-х годов, хотя, как "всевозможные отклонения от нормы" маргиналы были известны истории и раньше. Маргинальное™ с точки зрения французского ученого является не состоянием автономии, а результатом конфликта с общепринятыми нормами, выражением особых отношений с существующим общественным строем. Она не может возникнуть вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром. Развивая концепцию социальной маргинальное™ А.Фарж отмечает, что уход в маргинальное™ предполагает два совершенно различных маршрута: либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного совершенно иного мира, либо постепенное вытеснение или насильственный выброс за пределы законности.(99)
В немецкой социологической литературе характерен подход к маргинальное™, как к общественной позиции, характеризуемой высокой
15
социальной дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества".(142) Эта позиция относится в основном к людям, находящимся на низшей ступени иерархической структуры общества. К маргинальным относят различные гетерогенные группы: от цыган и иностранных рабочих до нищих и освобожденных уголовников, как правило, речь идет не о теоретических, а о реальных критериях отнесения. Маргинальность рассматривается как результат процесса, в котором личности или группы отстраняются от участия в различных общественных отношениях, все больше вытесняются на край основного течения жизни социума, и как следствие, теряют возможность контролировать собственные условия жизни.
В настоящее время сущность и содержание маргинал ьности расматривается в западной и отечественной литературе по трем основным направлениям: культурное, социальной роли и статусно-ролевое.
Концепция социальной маргинал ьности из трех вышеперечисленных является наиболее разработанной, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В рамках данной концепции маргинал - это человек, который находится на краю социально-классовой структуры общества, на периферии к основным ее элементам. В таком подходе маргинализация - это процесс увеличения числа маргиналов в каком-либо обществе. Как пишет М.Н.Новикова: "Маргинал - человек границы".(88, С.227)
Представители данного подхода различают понятие маргинальной личности в узком и широком смыслах, а именно: маргинальная личность в узком смысле слова - это лицо не участвующее в производственном процессе, не выполняющее общественных функций и существующее на средства, которые добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов. В широком смысле слова, маргинальная личность характеризуется следующими чертами: потерей
объективной принадлежности индивида к конкретной общности без последующего вхождения в какую-либо иную общность; потеря индивидом
16