Ви є тут

Система высшего образования в Российской Федерации: проблемы реформирования

Автор: 
Михайлова Марина Львовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000288053
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
*
Ф Введение.............................................3
Раздел 1. Состояние и тенденции реформирования высшего
образования в России.................................12
Раздел 2. Динамика кадрового потенциала высшей
школы............................................... 50
Раздел 3. Проблемы реформирования высшего образования
в оценках общественного мнения.......................84
Заключение..........................................106
Библиография........................................109
♦С
Приложения..........................................143
1. Кодировочный бланк для контент-анализа материалов по проблемам реформирования системы высшего образования, опубликованных в профессиональной прессе («Высшее образование в России», «Вузовские вести», «ALMA MATER. Вестник высшего образования») в 1992 и 1998 гг. (одномерные распределения в процентах)........................... 143
2. Кодировочный бланк для контент-анализа материалов по проблемам реформирования высшего образования, опубликованных в центральной печати России в 1998 г. (одномерные распределения в процентах)........... 148
3. Таблицы.......................................... 151
*
Введение
Актуальность темы исследования. Высшее образование в современных условиях выступает в качестве важного рычага социальных изменений. Мировой опыт свидетельствует о том, что выход из экономического и социального кризиса быстрее и успешнее осуществляется в тех странах, где правительства первостепенное внимание уделяют образованию. Сегодня акцент в конкуренции стран все более перемещается ю материальной сферы, обусловленной богатствами недр и способами их переработки, в интеллектуальную сферу, опредедщощую научно-технический и социальный прогресс общества.
Кризис, переживаемый Россией, охвативший все основные сферы жизни общества - социально-экономическую, демографическую, национально-этническую, науку, культуру и др., в значительной мере отрицательно сказался и на состоянии системы образования. Налицо кризис системы высшего профессионального образования. Он выражается в резком расхождении продекларированных целей с реальным состоянием образования, в противоречивости количественных и качественных его характеристик, в недостаточном бюджетном финансировании, в преобладании разрушительных, а не созидательных тенденций.
Вместе с тем, в России не утрачены престиж и ценность высшего образования, растет число студентов в составе населения. Сеть вузов в 90-х годах продолжала расширяться: в начале 1998/99 учебного года действовало 914 высших учебных заведений (из них
Состояние и тенденции развития высшего образования России в девяностые годы во многом были обусловлены теми изменениями, которые происходили в стране: в политике, экономике, идеологии, социальной и других сферах общественной жизни.
Значительное деформирующее воздействие на высшую школу оказывали экономические факторы, в частности, состояние российской экономики, которая в 90-х годах понесла огромные потери. Ее состояние в этот период характеризовалось невиданным спадом производства, инфляцией, ростом внешних долгов: плата за «реформы», по мнению специалистов, уже превзошла потери от последствий Великой Отечественной войны.
В 70-80-х годах Советский Союз по праву занимал место одной го супердержав мира. По объему валового внутреннего продукта СССР уступал лишь США. Причем были годы, когда валовой внутренний продукт (ВВП) СССР достигал 30-40% ВВП США. Начиная с 90-х годов, прослеживается устойчивая тенденция к снижению этого показателя в России. Валовой внутренний продукт страны в период с 1991 г. по 1995 г. сократился более, чем наполовину. По темпам снижения ВВП Россия является мировым лидером среди государств, имеющих отрицательный прирост ВВП.1
Годовой уровень инфляции в 1998 г. составил - 84,4%, спад ВВП - 4,6%2. Данные Госстаха на 1 января 1999 г. тоже не вызывают оптимизма: задолженность по зарплате составила 77,017 млрд. руб., причём большая часть (72,3%) приходилась на производство; средняя величина прожиточного уровня в 1998 г. составила 717 руб. на одного человека; 39,8 млн. человек имело
1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. - М., 1998. - С.6-7.
2 Итоги 98 г. //Экономика и жизнь. - 1999. - №14. - С.1.
доходы ниже черты прожиточного уровня; общее количество незанятого населения увеличилось до 8,571 млн. человек1. Получается, что государство не в состоянии обеспечить нормальный уровень воспроизводства человеческого потенциала, это ведет к росту социальной напряженности, деградации человеческого фактора, обесценению человеческого капитала И такое происходит в богатейшей стране, занимающей первое место в мире по запасам природного газа (37%), леса (20%), никеля (14%), четвертое место по алмазам (20%), золоту (15%)2.
Этот глубокий кризис страны и бедствия народа - не столько результат нерешенных в прошлом проблем, отдельных просчетов или сопротивления консервативных сил, как представляют подчас СМИ, а неизбежное следствие избранною курса реформ и методов их осуществления. С самого начала была принята ошибочная ориентация на решающую роль иностранной помощи, и не были приведены в действие внутренние силы и источники для стимулирования деловой активности народа.
Непрофессионализм «шоковой терапии» проявился в незнании реалий экономики России, менталитета народов, живущих в ней. Были выбраны неадекватные этим условиям методы реформирования, что привело к экономическим и социальным бедствиям, выпавшим на долю России. Страна оказалась перед опасным порогом, перешагнув который она рискует вообще утратить шанс на возрождение в качестве великой державы.
Все это не могло не сказаться на развитии высшего образования. С первых же постсоветских лет самостоятельного
1 Зеркало // Экономика и жизнь. -1999. - №5. - С.1.
2 В России есть, что воровать// Экономика и жизнь. -1999. - №6. - С.1.