Ви є тут

Этносоциальные процессы в студенческой среде Республики Дагестан: социологический анализ

Автор: 
Османов Амир Мусаевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2006
Артикул:
192344
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН........................................12
1.1. Современные теоретические подходы к изучению этносоциальных процессов в республике Дагестан..............................12
1.2. Специфика развития этносоциальных процессов в республике Дагестан.....................................................40
ГЛАВА И. ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА...................................................54
2.1. Этнокультурное сознание студенческой молодежи Дагестана.54
2.2. Миграционные процессы и их влияние на этносоциальный баланс 89
2.3. Социально-политические механизмы и региональная политика как фактор формирования толерантности в студенческой среде......106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................121
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................130
2
ВВЕДЕНИЕ
Россия - великая страна, в которой проживает более 150 наций и народностей. В таком полиэтничном государстве невозможно поступательное развитие, если не будет достигнуто, межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Республика Дагестан уникальна по своему этническому составу. На сравнительно небольшой территории проживают десятки народов, национальных групп. Все они тесно взаимосвязаны между собой, много национально смешанных браков. В глубине веков коренятся истоки своеобразной межнациональной общности, в основе которой интеграция и взаимопроникновение различных культур. Вместе с тем в дагестанском обществе существуют и серьезные различия: живущие рядом народы не потеряли своей национальной самобытности. В регионе взаимодействуют различные мировые религии, накладываются друг на друга ценности западной и восточной цивилизаций, заметны особенности местнического и родового характера.
В конце 90-х XX века этнополитическая ситуация в Дагестане резко осложнилась. В настоящее время в республике отмечается рост агрессивного национализма, сложности в отношениях населения равнин и переселенцев с гор, социальная неустроенность репрессированных, депортированных и разделенных народов. Дагестанское общество стало ареной «борьбы» двух противоположных тенденций: национального размежевания и даже
противостояния, с одной стороны, и национального сближения и единения -с другой. Развернувшиеся в ряде мест мощные национальные движения, которые в нынешних условиях обрели неоднозначную этнополитическую и этнокультурную окраску, явились в одном случае выражением пробудившегося национального самосознания, в другом - катализатором национального недовольства.
3
В многочисленных научных исследованиях, посвященных изучению этнического самосознания, это понятие понимается в качестве многокомпонентного сущностного признака этнической общности.
Этносоциологи, изучая этническое самосознание (хотя традиционно употреблялся термин «национальное самосознание»), сочетали исследование социальных и этнических процессов, а также раскрывали их взаимосвязь и взаимообусловленность. Отечественные этносоциологи писали о необходимости, с одной стороны, вскрыть социальную обусловленность, специфику и интенсивность выражения в социальных группах их этнических черт, проявляемых в культуре, быту, языковой жизни, ценностных ориентациях, национальном самосознании, межличностных национальных отношениях и психологии, а с другой стороны — осмыслить национальное многообразие и особенности общих социальных процессов с особым вниманием к проблемам социальных отношений, социальной структуры, межпоколенной и внутрипоколенной мобильности и миграции ]. Исследователи показали, что именно национальное самосознание компенсирует отчасти убывающие социально-культурные черты этничности, характерной для народов с традиционной культурой.
Если термин «этническое самосознание» традиционно используется в отечественной философской, исторической, психологической и социологической литературе, то термины «этничность», «этническая идентичность» заимствованы из западных социально-гуманитарных наук. В отличие от отечественной этносоциологии за рубежом объектом интереса исследователей были страны, а не народы, тем более социально дифференцированные. Поэтому распад колониальной системы, образование новых государств в конце 1960-х начале 1970-х гг. стали причиной развернувшейся дискуссии вокруг понимания этничности. Проблемы этничности обсуждались в рамках объяснительных моделей в различных
1 См.: Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. - Саранск: Изд- во Мордов. ун-та, 1997.
13
теориях, в том числе в теориях социальных изменений, межгрупповых отношений, дискриминации, ассимиляции. Одной из таких теорий была теория этнической идентичности. Само распространение термина «идентичность» и, главное, его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Э. Эриксона V Феномен, который интересовал Э. Эриксона - переживание индивидом себя как целого, «непрерывность самопереживания индивида». Идентичность в эриксоновском смысле - это идентичность индивидуальная («персональная»).
Впервые термин «этничность» был использован в книгах Уорнера и Лунта «Социальная жизнь современной общины» и «Статусная система современной общины» для описания свойств, которые «отделяют индивида от некоторых классов и идентифицируют его с другими» 2. По мнению З.В. Сикевич, этот термин появляется в 1972 году в Оксфордском словаре английского языка3.
Западные ученые чаще всего термин «этничность» употребляют, когда речь заходит о «настойчивой и отчетливой самоидентификации, основанной на этнической принадлежности, и о конфликтах на этнической почве» 4. В таких случаях под этничностыо понимают «во-первых, групповую идентичность, то есть организацию множества людей в определенную группу, и, во-вторых, солидарность и принятие индивидуального членства в такой группе» 5.
Объяснение проблем этничности в рамках различных теорий сводят, как правило, к трем подходам к пониманию этнического феномена -
1 См.: Erikson Е. Psychological Identity // A Way of Looking at Things. Selected Papers / Ed. by S. Schlein N.Y.: W.W. Norton and Company, 1995.
2 См.: Ильин В.И. Социальное неравенство. - М.: Институт социологии, 2000. -С. 1
3 См.: Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.-С. 14.
4 См.: Glazer N., Moynihan D. (eds.) Ethnicity. Theory and experience. Cambridge, Mass.: Harvard university Press. 1975.-P. 7.
5 Cm.: Glazer N., Moynihan D. (eds.) Ethnicity. Theory and experience. Cambridge, Mass.: Harvard university Press. 1975.-P. 53.
14