СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................
Глава I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ..............
Глава II.
ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ....
Глава III.
СОВЕТЫ КАК ФОРМА НАРОДНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ...............
Глава IV. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ.........
Глава V.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА............................
Глава VI.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ..........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Острая потребность в развитых институтах гражданского общества на современном этапе обусловило усиление самоуправленческих начал регионального развития современной России.
В этом отношении местное самоуправление, хотя и находится вне системы государственных органов, выступает однопорядковым и односистемным с государством явлением. Поэтому вопросы развития местного самоуправления относятся к приоритетным направлениям внутренней политики государства, поскольку «без дееспособного местного самоуправления, - отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2002 г. - эффективное устройство власти в целом считаю невозможным».1
Без гражданского общества нет демократического правового, социального государства, не обеспечиваются и не защищаются на должном уровне права, свободы и законные интересы граждан Общественная практика не привела пока к формированию устойчивой модели взаимодействия государства и общества. Формирование модели взаимодействия общества и государства происходит с учетом социальных исторических традиций страны в сочетании с ее современными модернизационными потребностями, в которых ключевое место занимает местное самоуправление. В современной России становление гражданского общества происходит в условиях реформы государственной власти и всех сфер общественной жизни, сбалансированного сочетания, равноправного сотрудничества и координации деятельности государственных органов власти и негосударственных структур.
1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2002. - 19 апреля.
государственности, эффективного государственного и муниципального управления.
Предметом социального опыта является деятельность субъекта опыта, осмысленная в совокупности ее основных направлений и способов разработки. В этом аспекте большой интерес представляют опыт создания президентской вертикали власти в условиях модернизации Российской Федерации, роль и место в современной реформе политической и административной системы местного самоуправления, его органов, их взаимодействие с региональными властными институтами. Особый интерес представляют методы, механизмы, технологии социального управления этими процессами, их влияние на становление гражданского общества в России. Предметом социального опыта выступают также практическая деятельность людей, их знания, умения и навыки, отражение в их сознании фактов, событий, явлений реального общественного процесса и его последствий.
Становление Российского государства, формирование местного самоуправления и гражданского общества проходит через реформирование и демократизацию общества, в качестве элементов проведения которых использовались как отечественные, так и зарубежные теории, опыт, формы и методы. Социальный опыт на этом пути высвечивает как достижения, так и упущенные возможности. Оценки результатов поисков и экспериментов представляет собой плюрализм отечественного мнения. Критерием истины здесь являются прежде всего социальная практика и социальный опыт. Именно с позиции такого подхода осуществляется исследование понятий и сущности гражданского общества и местного самоуправления, их взаимосвязи и взаимообусловленности.
В первую очередь, следует осмыслить роль институтов гражданского общества, в числе которых особое место занимает местное самоуправление, его становление на новом историческом этапе, реформирование,
российские особенности и специфика развития, характерная именно для России, начиная от традиционных исторических форм до становления институтов самоуправления в различных политических условиях и режимах, до возможностей использования зарубежного опыта. Формы проявления опыта разнообразны от практики избирательных кампаний, референдумов, массовых общественно-политических акций до издания различных печатных изданий, деятельности общественных движений и организаций, институциализации органов самоуправления. Все это говорит о том, что творчеством масс, их общественно-политической практикой утверждаются новые формы общественной жизни.
На наш взгляд, в это время требуется, прежде всего, широкое использование теории как способа познания реального социально-политического процесса реформирования и демократизации общества, обеспечения более тесной связи теоретической мысли с решением практических задач, стоящих перед российским обществом и государством.
В реальной действительности социальный опыт зарождается на региональном и местном уровнях, приобретая значение опыта общенационального и даже международного масштаба. Прошлый опыт может творчески использоваться в современных условиях, а зарубежный -адаптироваться к российской действительности. Любой из названных опытов чаще всего используется не целиком, не напрямую, не в виде готовых рецептов, а в виде методологических и методических рекомендаций. Социальный опыт различной ценности формализуется в документах органов власти, средствах массовой информации, выступлениях руководителей представительной и исполнительной власти.
Исходя из такого представления структуры опыта, и, используя научные наработки по проблематике гражданского общества и местного самоуправления, как разновидности опыта, и осуществлено данное исследование. Его результаты содержат новый ракурс в раскрытии
- Київ+380960830922