Ви є тут

Становление и развитие институциональных структур в субъектах постсоветской России : На примере Республики Северная Осетия-Алания

Автор: 
Батраев Абрек Гиляниевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274078
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 3
*
ГЛАВА 1. Теорстико - методологические аспекты изучения
институциональных структур современной России 13
1.1. Федеральное устройство России и региональные особенности его формирования и функционирования 13
1.2. Концептуальные основы института управления в субъектах Федерации 45
ГЛАВА 2. Состояние и перспективы развития институциональных
структур Российской Федерации 80
2.1. Социально-экономическое развитие - важнейший
фактор институциализации новых республиканских структур 80
2.2. Социальные аспекты развития предпринимательства 106
2.3. Социотворческий потенциал кадровой политики 135
Заключение 159
Библиографический список 165
Приложении
178
3
Введение
Актуальность темы исследования. Ныне, когда в России определились ‘ пути возрождения и устойчивого развития страны, предотвращена дезинтеграция государства, восстановлено единое конституционно-правовое пространство, в качестве одной из центральных поставлена задача оптимизации использования потенциала государственных и общественных структур, активизации «человеческого ресурса». Она решается по ряду направлений, в том числе на основе реформирования государственной и муниципальной службы, институционализации структурных элементов развития бизнеса, всех социально-управленческих процессов и институтов, укрепления организованности, дисциплины граждан, воспитания у них высокой социальной ответственности.
Осуществляемая в настоящее время административная реформа включает в себя решение проблемы развития открытости, прозрачности административно-управленческой деятельности, всей системы народовластия, становления и развития новых социальных институтов в сфере политики, экономики и культуры. В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российский Федерации (май 2003 г.) отметил, что только повседневная связь государства и общества «способна уберечь власть от совершения серьезных политических ошибок»1.
Важный резерв обеспечения открытости органов власти, повышения эффективности их работы - последовательная институциализация управленческих процессов и структур, совершенствование их организационных форм, соблюдение общепризнанных социальных норм поведения людей.
1 Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 г.
М., 2003.
19
регионального характера, которые общефедеральная политика должна учитывать.
2. Достижение эффективности социально-экономического развития отдельного региона возможно на основе оптимального привлечения всех элементов потенциала - природных, институциональных, человеческих, производственных и т.д. с учетом их региональных особенностей.
3. Максимальная активность участия различных социальных групп в экономических, социальных и культурных процессах, в общественной жизни достигается именно на локальном региональном уровне.
4. Регион представляет собой конкретный объект управления, позволяющий осуществлять комплексное управляющее воздействие на социально-экономические процессы, обеспечивая необходимые сочетания программ развития и саморазвития, управления и самоуправления, инвестирования и самообеспечения и т.д.
Идеология социально-экономического развития Центра проявляется в степени и методах ее воздействия на объекты регулирования, в качестве которых выступают регионы, отрасли, сферы, субъекты, явления, условия, потенциал, ситуации.
Методы государственного регулирования социально-экономической политики в совокупности можно объединить в следующие основные группы.
1. Прямое организационно- административное управление (введение должностей, создание структур с определенными функциями, делегирование полномочий и ответственности, регулирование норм и т.д.)
2. Правовое регулирование (введение законов, нормативноправовых актов, стандартов и т.п.).
3. Регулирование материальных потоков и экономической деятельности (заказа на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование, лицензирование, участие • в управлении предприятиями с государственной долей акций и т.д.).
20
4. Прямое государственное финансирование (распределение бюджетных инвестиций, трансферты, субвенции, дотации, субсидии и т.д.).
5. Косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования (налоговая политика, кредитная политика, таможенная политика, амортизационная политика и пр.).
6. Прогнозирование, планирование, программно-целевой метод (прогнозы, планы, программы развития социально-экономических приоритетов, сфер, решения проблем и др.).
Для реализации социально-экономических программ, как правило, применяются все перечисленные методы, а реализация социально-экономической политики должна обязательно предполагать комплексность и взаимосогласованность всех методов государственного воздействия.
В основных механизмах реализации региональной социально-экономической политики можно выделить следующие характеристики (см. табл. 1).
Имеющийся отечественный и зарубежный опыт механизмов осуществления социально-экономической политики показывает преимущество программного подхода. Так, в Японии общегосударственные планы социально-экономического развития представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.18 Франция, США, Южная Корея, Китай и другие страны широко применяют планы и программы для решения целей социально-экономического развития.
Таблица 1
18 Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка - М.: ПРИОР, 1999, с. 14