ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы
исследования обратной связи в системе
местного самоуправления ...................................12
1.1 Отношения государства и гражданского общества: институциональные взаимозависимости ........................... 12
1.2 Местная власть и население в совместном
управленческом процессе....................................34
Глава 2. Социологическое обеспечение механизмов
обратной связи с населением................................61
2.1 Анализ информационного поля
городского муниципального образования .................... 61
2.2 Моделирование обратной связи в системе
местного самоуправления малого города......................93
Заключение.......................................................119
Список использованных источников и литературы.................... 126
Приложения ...................................................... 149
3
Введение
Актуальность темы исследования определяют несколько взаимозависимых факторов, отражающих реальное состояние демократических процессов в сегодняшней России и связанного с ним развития местного самоуправления.
Во-первых, налицо стремление укреплять в стране демократические начала и строить гражданское общество, которое было бы способно контролировать конституционные установления о правовом и социальном государстве. Местное самоуправление как первичная ячейка такого общества получает в этой ситуации официальные полномочия заботиться о сближении позиций и интересов муниципальных жителей с декларируемыми в федеральных программах целями и задачами. Вопрос, однако, в том, как предусмотренное законом превратить в реальность, материализовать делом.
Во-вторых, существует необходимость отрегулировать отношения местной самоуправляемой власти с государством и его региональными звеньями. Противостояние интересов, плохо налаженное взаимодействие муниципальных и государственных органов нуждаются в контроле и влиянии "третьей стороны" - самого населения, которое своим участием могло бы создать столь нужный при неконсолидированной власти баланс гражданских сил. Вопрос, однако, в том, как цивилизованно, бесконфликтно обеспечить «репрезентативную» поддержку общих интересов с помощью муниципального общественного мнения.
В-третьих, в муниципалитетах обнаруживается явный дефицит обратной связи - обязательного элемента любой нормально организованной системы управления. Именно такой элемент призван выполнять роль проводника, коммуникатора настроений и ожиданий населения, а в определенных случаях \ канала ответных действий местной власти на информационный сигнал :низу. Поскольку самоуправление на муниципальной территории уже самой
16
Отношения государства и гражданского общества /в частности его местных структур/ мы вправе, полагаем, включить в те самые социальные отношения, которые выступают в научных определениях предметом изучения социологии управления. При этом сущность социологического подхода к управлению ориентирует на достаточно широкий спектр исследуемых компонентов. Социология управления, принято считать, изучает органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, постановку и реализацию социальных целей управления, проблемы воздействия на управляемые подсистемы, весь комплекс коммуникационных связей в управленческом процессе /5,с.21/. Есть и другие, кроме названных, стороны социальной практики, где превалируют интересы социологии управления.
В нашей предметной сфере особо важен методологический аспект, касающийся управленческих отношений государства и гражданского общества. Причем в данном случае мы учитываем рациональную мысль П.Друксра - "управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений" /6,с. 18/ - и в то же время вполне определенно подкрепляем наметившуюся уже ранее точку отсчета: стремление исходить из того, что государственные органы и институты гражданского общества олицетворяют собой де факто два взаимодействующих уровня управления -верхний /более формализованный/ и нижний /менее привязанный к государственной управленческой вертикали/. А отсюда, собственно, и логика подходов, и очередность рассмотрения заявленной тематики на всем пространственно-временном поле исследования.
Сегодняшняя социологическая наука принимает во внимание два взгляда на природу гражданского общества, две трактовки - широкую и узкую. Одни исследователи характеризуют его как общественную систему в целом или социетальное сообщество, достигшее определенного уровня социально-
17
экономического, культурного развития и обладающее всеми признаками цивилизованности /рыночная экономика, демократия, соблюдение прав человека и т.д./. Другие рассматривают такое общество как особую сферу социума, противостоящую государству и иным общественным структурам. Причем именно второму варианту трактовки большинством ученых отдается приоритет /2, с.27/.
Все научные представления в рамках понимания гражданского общества как особой сферы социума, полагает Ю.М.Резник, можно систематизировать при помощи двух дихотомий - «государственное - негосударственное» и «общественное - частное»/2, с.27-28/.
Гражданское общество рассматривается, с этой точки зрения, либо как вся сфера негосударственной жизни социума, либо как ее частная или, напротив, общественная сфера, обладающая значительной степенью автономии по отношению к государству.
Следуя такой логике, Ю.М.Резник выделяет три варианта структурного расчленения содержания исходного понятия:
- гражданское общество как внегосударственная общественная реальность, противостоящая государству;
- гражданское общество как частная сфера жизни людей, их ассоциаций, отличная от государственной и общественной сфер;
гражданское общество как общественная /публичная/ сфера, опосредующая отношения между частной сферой /поведением конкретных индивидуальностей/ и государством.
При этом исследователь подчеркивает распространенность отождествления гражданского общества с внегосударственной сферой социума, обладающей теми особыми признаками и характеристиками, которые так привлекали всегда общественное мнение - демократичность, открытость, плюрализм, свобода выбора, личностная автономия и т.д. /2, с.28-29/.
- Київ+380960830922