Ви є тут

Институционализация СМИ в глобализирующемся социуме

Автор: 
Васильев Олег Анатольевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
179
Артикул:
191990
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..................................................... 3
Глава I Современные СМИ: сущность, институциональная специфика (теоретико-методологические основания исследования)...............15
1.1. СМИ как категория социологического анализа..............15
1.2. Социальные предпосылки институционализации СМИ в индустриальном - постиндустриальном обществе..............................27
1.3. Глобализации, как фактор институциональной трансформации
СМИ: тенденции и характер влияния ............................46
Глава II Институциональные функции средств информации в современной России................................................60
2.1. Институты СМИ в советском обществе ......................60
2.2. Информационные аспекты социальной трансформации российского общества..........................................................72
2.2. Роль СМИ в рыночных преобразованиях российского социума
2.3. Современная российская молодежь и СМИ (по материалам эмпирических исследований)..............................................91
Заключение...................................................127
Список литературы............................................131
Приложения
I
2
Введение
Актуальность темы исследования. Вектор развития общественных процессов во второй половине XX - начале XXI вв. во многом определяется воздействием эффектов глобализации. Проявляясь, как комплекс взаимосвязанных процессов, глобализация протекает в нескольких измерениях: экономическом, политическом, культурном, коммуникационном. Именно последний аспект глобализации, согласно оценкам большинства ученых, предстает в качестве важнейшего ее измерения1. Анализируя основные социологические концепции глобализации (как отечественные, так и зарубежные), можно сделать вывод, что большинство исследователей склонны рассматривать культурно-коммуникационные аспекты глобализации в качестве важнейшего ее измерения, в первую очередь, в силу масштабов их влияния на сознание и поведение широких слоев населения различных стран мира.
Характерной особенностью рубежа XIX и XX веков является бурный процесс информатизации всех сфер современного общества, в связи с этим наблюдается рост значимости новых информационных технологий, особенно в области СМИ, или масс-медиа. Происходящая в настоящее время революция в информационных технологиях (дигитальная революцией), абсорбирует значительные достижения электроники, математики, философии, психологии и экономики. В результате происходит кардинальный перелом в развитии информационных технологий, возникших и совершенствующихся вместе с эволюцией человеческого общества. Отечественные ученые В.Б. Бритков и
С.В. Дубовской указывают, что «Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как и без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может» . Насыщенность социального мира мощными и интенсивными информационны-
1 Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации. - М., 2003.
2 Бритков В.Б., Дубовской С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность. 2000. № I. С. 146.
3
телевидение, кино и видео. В последние 15 лет к ним добавились БУБ и Интернет.
В мировом измерении наиболее доступным информационным источником является радио, которое получило широкое распространение уже в 1920-х гг. и поначалу являлось основным источником развлекательных программ до распространения в 50-х годах телевидения. В наиболее отсталых районах развивающихся стран (особенно это касается стран африканского континента) радио является основным, а зачастую единственным средством информации. Ведь в отличие от телевидения и печатных СМИ выпуск радиопрограмм требует значительно меньших затрат.
В то же время современное радио в большей степени, чем телевидение имеет адресную направленность, другими словами стремится вызвать интерес у конкретной аудитории (например, радиостанции, передающие музыку в стиле рок и т.п.).
В настоящее время наиболее массовую распространенность получило телевидение. Именно воздействию данного средства информации посвящается большинство исследований в области массовой коммуникации. Причина заключается в том, что на просмотр телепередач современный индивид затрачивает очень значительное количество времени. По данным международных исследований - от 2 до 3 часов ежедневно, из повседневной деятельности человек тратит больше времени только на сон и работу. Уже к 18 годам ребенок успевает провести перед телевидением свыше 2-х лет своей жизни6.
Среди печатных средств информации следует отметить газеты и журналы. Газеты от телевидения и журналов отличаются локальной направленностью, являясь источником новостей, рекламы и сплетен («желтая» пресса). К активным читателям относятся группы населения, которые меньше времени уделяют телевидению. Как правило, это люди старшего возраста, лучше образованные и имеющие высокий социально-экономический статус. Чита-
6 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2001.С. 25.
16
тели газет обычно стремятся быть в курсе событий, отсюда их более пристальное внимание в сравнении с остальными потребителями информации к программам теленовостей7.
Считается, что из всех СМИ журналы являются наиболее узко направленными. Особенно заметно это стало после 60-х гг., когда закончился период популярности журналов широкого профиля. Однако журналы имеют возможность подавать значительно более глубокий материал по сравнению с «визуальной привлекательностью телевидения.
Представляя механизм связи между отправителем и получателем сообщения, медиа фактически выступают в качестве своего рода посредника, формирующего социальные представления о мире в различных его проявлениях. Однако, создавая и транслируя «образы мира» средства информации отнюдь не являются лишь пассивными проводниками информации, но вместе с тем играют роль активных интерпретаторов происходящих событий. То есть, предлагаемые СМИ материалы не механически отражают реальность, но представляют собой определенные социальные конструкты.
Институциональная значимость медиа признана как на практическом (без медиа не может обойтись ни одно современное государство), так и на теоретическом уровне. В 1948 г. Х.Д. Лассуэл, выделил три основные базовые функции СМИ: общественный контроль за средой обитания человечества и информирование отдельных общественных структур о том, какие деструктивные проблемы возникают в обществе и цивилизации и каковы их возможные последствия; стимуляция дискуссий о способах решения этих проблем; координация действия подсистем общества для реализации общих целей и воплощения идеалов; носитель, транслятор культурного наследия по-
о
колений . Разрастание институтов медиа во второй половине ХХв, их популярное определение как «четвертой власти» стимулировали попытки общест-
7 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2001.С. 28.
1 См. Lassuel H.D. The Structure and Functions of Communication in Society // The Communication of Ideas. 1948. №4.
17