Ви є тут

Особенности политической массовой коммуникации в постсоветских региональных СМИ : На примере Нижнего Новгорода

Автор: 
Бандаков Павел Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274505
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Глава первая. Моделирование Массовой Коммуникации 12
1. Терминология теории коммуникации 12
1.1 Элементы коммуникации 19
2. Теория масс-медиа 27
2.1 Структура медиа-системы. Теория МакЛюэна 28
2.2 Функции СМИ 34
3. Теория политической коммуникации 35
3.1 Система политической коммуникации: СМИ и политические институты. 35
3.2 Теория «установки повестки дня» (Agenda setting). 43
4. Общие модели массовой коммуникации 47
4.1 Начало коммуникативного моделирования. Линейные модели: Лассвелл, 48 Шеннон и Уивер, Гербнер
4.2 Циркулярная модель Осгоода и Шрамма. «Винтовая» модель Данса 54
4.3 Модели теории баланса и взаимной ориентации: Ньюкомб, Уэстли и МакЛин 55
4.4 Модель коммуникативного процесса Малетцке 62
5. СМИ как организация в комму никативных моделях 66
5.1 Факторы, влияющие на работу медиа-организации 66
5.2 Отношение с источником информации 68
5.3 Работа с информацией внутри СМИ 72
5.4 Характеристика новостей 74
6. Аудитория в коммуникативных моделях. Значение межличностной 81 коммуникации.
6.1 Модель «Изображение-Внимание». Практика составления медиа-рейтингов. 81
6.2 Двухступенчатая модель Катца и Лазарсфельда. 85
6.3 Межличностная коммуникация в процессе массовой коммуникации/ 89 Диффузионные модели.
6.4 Эффекты массовой коммуникации. . 97
7. Модель политической массовой коммуникации в постсоветстских СМИ 100
Глава вторая. Анализ политической массовой коммуникации в Нижнем 104
Новгороде
1. Особенности региональной политической системы в Нижнем Новгороде 105
1.1 Формальные политические и административные институты и группы влияния 110
2. Структура медиа-системы Нижнего Новгорода 115
2.1 Телевидение р 115
2.2 Радио 117
2.3 Пресса 119
2.4 Информационные агентства и Интернет-издания 123
2.5 Нижегородские СМИ и центры политического влияния 131
3. Методология исследования политической массовой коммуникации в 133 Нижнем Новгороде
4. Профессиональные коммуникаторы об особенностях нижегородской 135 политической массовой коммуникации. Анализ интервью
4.1 Политическая коммуникация в контексте многоканальной медиа-системы 135
4.2 Внутренний контекст медиа-системы: технологический аспект 147
4.3 Трансформация основных медиа-функций в переходных региональных СМИ 152
Заключение 155
Список литерату ры 158
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исслелования
Последние полтора десятка лет во всем мире наблюдается стремительное развитие информационных технологий и средств коммуникации, что стремительно модифицирует существовавшие системы массовой коммуникации и влияет на деятельность СМИ. В России эти изменения совпали с радикальной трансформацией социально-политической системы.
Политическая массовая коммуникация имеет большое влияние на самые разные стороны общественной жизни, непосредственно затрагивая как вопросы демократического представительства, так и исполнения основных прав граждан (права на информацию и свободу выражения). Особенно остро проблемы функционирования СМИ поднимаются в переходных пост-коммунистических обществах. СМИ являются одновременно силой, консолидирующей и стабилизирующей общество, и мощным инструментом, используемым для достижения сиюминутных политических целей. В настоящее время российские СМИ в техническом отношении вполне соответствуют всем современным стандартам. При этом, в условиях слабости гражданского общества, специфики политической культуры и общей социально-политической ситуации в России, в массовых коммуникациях наблюдаются тенденции, нехарактерные для большинства других стран. Две основные функции СМИ - служение праву человека на получении информации и осуществлении общественного контроля за действиями власти - оказались под влиянием сложной системы отношений между масс-медиа и центрами политического влияния.
Большинство современных исследований российских особенностей политической массовой коммуникации так или иначе относятся к федеральной проблематике. Специфика российского федерализма, между тем, заключается не только в высокой степени значимости федерального центра, но и в многообразии региональных особенностей. В каждом отдельно взятом регионе политическая массовая коммуникация соотносится с тремя уровнями власти: федеральным, региональным (уровнем субъекта федерации) и местным (уровнем местного самоуправления). При этом нелепо утверждать, чго проблематика общенационального масштаба является наиболее важной и актуальной для аудитории (граждан, избирателей, зрителей, читателей, слушателей). Многие
фундаментальных исследований в области коммуникации вполне закономерно: теория коммуникации призвана обслуживать коммуникативные практики - отсюда прикладной характер большинства работ. К тому же не последнюю роль играет научная конъюнктура, стимулируемая практическими интересами коммерции и политики, - спрос на разработки эффективных коммуникаций весьма высок.
Вслед за Артуром Бергером (Arthur Berger)14, предлагается отделить масс медиа от процесса массовой коммуникации. Два этих понятия действительно тесно связаны друг с другом, поэтому многие исследователи предпочитают пользоваться термином «средства массовой коммуникации» (mass media of communication)15. Но это не совсем удобно. Во-первых, понятие «средства массовой информации» (Mass media) в контексте данного исследования лучше сохранить для определения инструмента, с помощью которого достигается и устанавливается массовая коммуникация. С другой стороны, само понятие массовой коммуникации довольно неоднозначно, и выделять средства массовой коммуникации, подразумевая под ними СМИ, - не корректно.
Проблемы, с которыми можно столкнуться в процессе работы над исследованием массовой коммуникации, вполне предсказуемы. Дело в том, что массовая коммуникация -в известном смысле, теоретический парадокс. Само понятие появилось в социально-политической теории в связке с влиянием на общественное мнение и, по всему, является своеобразной адаптацией категории психологической (так, социальная психология рассматривает коммуникации межличностные, групповые и массовые). При этом в рамках психологии можно говорить об аспектах поведения большой группы (теория групп), либо толпы, массовом сознательном и бессознательном и так далее. В любом из этих случаев массовая коммуникация берется как некое условное инструментальное понятие, служащее для описания, условно говоря, «массы» (большой группы, толпы). Под коммуникацией понимается все множество разрозненных коммуникативных действий. В прикладной социологии инструментальная условность - нонсенс. В политологии же и политической
13 Адаптировано по Rogers Е.М., 1997. A History of Communication Study. New York: Free Press.
14 Berger, Arthur Asa, 1995. Essentials of Mass Communication Theory. Thousands Oaks: Sage, p. 18.
13
практике - массовая коммуникация употребляется в привязке к работе с общественным мнением: прежде всего, относительно к практике средств массовой информации (основное средство влияния) и массовому волеизъявлению (фиксация влияния). В этой связи очень непросто сконцентрироваться на отдельном определении. Для каждого нового исследования массовая коммуникация вполне может оказаться чем-то иным, нежели для предыдущего. Таким образом, единство дискурса представляется возможным только в признании его многообразия.
В случае данной работы проблема возникает с трактовкой направления коммуникации, рассматривая массовую коммуникацию, неизбежно имеешь дело с направлением от медиа к аудитории. Вопрос в том, односторонний ли это процесс? И.И. Анисимова приводит в своей работе исследование Мертона (1977), который проанализировал 160 разных определений коммуникации и установил следующее: 75 дефиниций трактуют
•' коммуникацию как односторонний процесс, 64 - как симметричный (двусторонний), а 21
дефиниция не могла быть отнесена определенно ни к той, ни к другой категории16. Обращаясь к истокам, а именно к социальной психологии, откуда коммуникация распространилась по социальным наукам, отметим следующую тенденцию. Коммуникация трактуется именно как обоюдный процесс, правда, степень взаимности разнится от случая к случаю. При этом массовая коммуникация предстает как раз такой крайностью, где возможность дать/получить ответ ничтожна мала или вовсе отсутствует.
Обратимся к мысли Жана Бодрийара. Если в самых общих чертах принять коммуникацию как обоюдный процесс, «нечто иное, нежели просто передача/прием информации, то последняя подвержена обратимости в форме feed-back'7». В этом смысле идея автора «Реквиема по масс-медиа» кажется абсолютно логичной:
«Характерной чертой масс-медиа является то, что они предстают в качестве
15 В силу того, что основная работа в области исследования массовой коммуникации проводилась на английском языке, в скобках указаны оригинальные термины. В русских работах переводные термины иногда могут не совпадать). Перевод с английского автора.
16 Анисимова, И.И., 2002. Коммуникационные исследования: междисциплинарный статус и национальные традиции. «Российское лицо РЯ» (сборник материалов конференции), Нижний Новгород: ИНГУ.
17 От англ. «Обратная связь».
т
14