Ви є тут

Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников

Автор: 
Костина Марина Васильевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192573
179 грн
Додати в кошик

Вміст

г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Стр.З
Глава 1. Социальная справедливость как базовое понятие социологического знания. Стр. 19
§1 Осмысление феномена социальной справедливости представителями отечественной и зарубежной общественной мысли. Стр. 19
§2 Исследование социальной справедливости в работах отечественных социологов советского и постсоветского периодов. Стр.39
§3 Социальная справедливость как элемент регулятивного механизма политического поведения личности. Стр.65
Глава 2. Представление о социальной справедливости молодых инженерно-технических работников. Стр.81
§1 Место социальной справедливости в системе ценностей молодых инженерно - технических работников. Стр.82
§2 Образ социально справедливого общества в ценностных ориентациях молодых ИТР. Стр. 8 8
§3 Оценка молодыми ИТР крупнейших политических событий с точки зрения социальной справедливости. Стр. 100
§4 Оценка действующего гражданского и уголовного законодательства молодыми ИТР, исповедующими принципы социальной справедливости. Стр. 103
§5 Социальная справедливость как детерминанта социального
действия. Стр.112
§6 Образ справедливого человека в политическом сознании инженерно-технических работников. Стр.121
Заключение. Стр. 126
Список использованной литературы Стр. 133
Приложения
«
%
2
Введение.
Актуальность темы исследования. Значимость проблемы, рассматриваемой в диссертации, определяется рядом обстоятельств, среди которых, прежде всего, следует назвать следующие. Социальная справедливость относится к числу тех феноменов, в которых в снятом виде отражаются экономические, политические, нравственные и правовые условия жизни общества. Через призму социальной справедливости субъекты исторического действия оценивают наличные условия своего бытия, сложившуюся в данном обществе систему межличностных взаимоотношений, свой социальный статус, место в системах организации общественного труда и распределения общественного богатства и т.д. Индивид, сформировавшийся в рамках определенной социально-экономической системы, как отмечал Г.В.Плеханов, склонен считать данную систему справедливой до тех пор, пока не изменятся обстоятельства или не изменится сам человек, который, обретя новый социальный опыт и новые знания, не предпримет акт рефлексии по переосмыслению своего положения в обществе. Формирование у широких масс убежденности в том, что сложившаяся система общественных отношений, действующий механизм распределения общественного богатства, мера воздаяния за общественно полезный труд и т.д. являются несправедливыми, своими следствиями имеют рост социальной напряженности, обострение классовых противоречий, разрешение которых зачастую оказывается возможным только в ходе революционных преобразований.
В то же время идея социальной справедливости несет в себе ярко выраженный позитивный заряд. Как свидетельствует история, она играет роль своеобразного движителя социального прогресса, силы, мобилизующей массы на изменение сложившейся системы общественных отношений, на поиск более оптимальных моделей экономического и социально-политического устройства общества.
Как показывает практика, вопрос о социальной справедливости
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. На основе критического осмысления существующих в отечественной и зарубежной научной литературе теорий социальной справедливости, разработана авторская социологическая концепция социальной справедливости.
2. Обосновано, что проблема социальной справедливости является не столько проблемой социологии морали или социологи права, сколько социологии политики.
3. Показано, что социальная справедливость суть один из наиболее точных показателей состояния общества, ибо политическая стабильность в социуме достигается тогда, когда складывается консенсус между государством и обществом, обществом и личностью, представителями различных социальных слоев и классов относительно того, что есть социальная справедливость.
4. Проведена эмпирическая интерпретация понятия «социальная справедливость», разработана система индикаторов и показателей, позволяющих фиксировать наличие или отсутствие ориентации на социальную справедливость у различных субъектов социального действия. Создан социологический инструментарий, позволяющий получать достоверную и надежную информацию по широкому кругу вопросов, связанных с проблемой социальной справедливости.
5. Получены новые данные, позволяющие составить представление о месте социальной справедливости в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников. Показано, что социальная справедливость является одной из важнейших терминальных ценностей молодых ИТР.
6. Определен тип социальной справедливости, который доминирует в массовом сознании молодых ИТР. Данный тип социальной справедливости может быть условно назван колшунитарным. Он базируется на представлении о равенстве прав и обязанностей всех граждан общества,
независимо от их социального статуса и доли общественного богатства, которым они располагают; на представлении об адекватности преступления наказанию, на представлении о равенстве доступа к ценностям культуры, к качественному образованию и медицинскому обслуживанию, социальному обеспечению. В то же время он включает в себя и элементы типа социальной справедливости, который может быть назван эгалитарным, в том числе и представление о необходимости равенства в оплате труда представителей различных профессиональных групп.
7. Выявлены факторы, детерминирующие уровень сформированности ориентации на социальную справедливость молодых ИТР. Показано, что среди данных факторов определяющую роль играют уровень образования и социальный статус индивида.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы для выработки стратегии и тактики различных политических партий и общественных движений, при разработке директивных документов, в том числе планов социального и экономического развития, различных программ, разрабатываемых федеральными и местными органами власти, в учебном процессе при чтении базовых вузовских курсов: «Социология», «Политическая социология», «Социология молодежи», «Политология».
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Анализ социальной справедливости дает основание утверждать, что данный феномен является более сложным и многогранным, чем это представляется тем, кто занимается проблемами этики или права. Представления о справедливости служат своеобразным эталоном для оценки самых разнообразных событий в сферах экономики, политики, права, межличностных отношений и принятия решений по поводу участия в них. Через призму социальной справедливости рассматривается и оценивается деятельность органов власти, политических партий и их лидеров, лидеров общественных движений, перспективы исторического развития социально-