Ви є тут

Социальное пространство повседневности

Автор: 
Чернецкая Анжела Альбертовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000286043
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................ 3
Гііава 1. Культурная эволюция социального пространства
1.1. Идея пространства в социологии.....................15
1.2. Типология освоения социального пространства........45
Глава 2. Социально-пространственные интеракции
.2.1. Пространственная структура повседневности.........67
2.2. Социальные стратегии идентификации
пространства повседневности.........................85
Заключение...................................................107
Библиография.................................................114
Приложения................................................. 125
3
ВВЕДЕНИЕ
В своих взаимоотношениях с окружающим миром социальный субъект придаёт миру соотносимую с собственными потребностями организованность, структурирует его пространственно.
Люди создают и накладывают на мир фактов и процессов свой смысловой и ценностно-символический порядок. Социальное взаимодействие обусловлено устойчивыми символическими формами, в которых и организуется культура повседневности. Социокультурный опыт людей кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, интонациях и словах, формулах, образах, технологиях. Эти проявления существуют в областях совместной жизнедеятельности людей, межличностной вербальной и невербальной коммуникации, письменных текстах, невербальных эстетических, архитектурных объектах, - в общем смысле, в символике социально-пространственных форм. Концептуализация пространства -процесс, сопровождающий всю историю человечества. Задолго до того, как стать предметом внимания социологии, пространство исследовалось философией, естествознанием, искусствоведением. В настоящее время понятие пространства прочно вошло в категориальную систему социального знания.
Актуальность исследования пространственных форм социального бытия обусловлена как фундаментальными теоретическими вопросами академической науки, так и задачами, выдвигаемыми конкретно-научным анализом современных социальных процессов, повседневной практики.
В XX веке человечество оказалось перед лицом многих проблем и противоречивых тенденций, ломающих институциальные структуры, нарушающих привычный порядок повседневности, изменяющих человеческое сознание. Трансформации социального пространства находят отражение во всех сферах бытия, с особым драматизмом вторгаясь в
14
окружение выполняет роль социальной системы, обеспечивающей в условиях меняющегося мира адекватность индивидуальной и социальной реальностей.
4. Фактором, обеспечивающим эффективность интернализации пространственных феноменов социальной реальности, выступает социальная компетентность субъекта, определяемая как адекватность поведения индивида конкретной социальной ситуации, умение понять её социокультурный контекст. Социальная компетентность позволяет экологично структурировать пространство жизнедеятельности индивида, то есть создавать построенное окружение, соотнося природный ресурс (действительность) и социокультурные нормы совместного проживания людей (социальная реальность).
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется объективной необходимостью обнаружения и анализа культурных контекстов развития социальных процессов, протекающих в урбанизированном инвайронменте. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления социологии повседневности, связанные с инвайронментальной составляющей повседневности. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании, управлении и контроле средообразовательных процессов, при строительном проектировании, в повышении квалификации специалистов и обучении студентов по специальностям социология, психология, социальная работа, архитектура, дизайн, социокультурный сервис и туризм в учебных курсах по социологии повседневности, социологии рекреации, социологии культуры, социальной экологии, по методам и технологиям социальной работы, психологии развития, педагогике, в организации тренингов, развивающего, коррекционного, психотерапевтического воздействия и обучающих программ.
15
Глава I. Культурная эволюция социального пространства
Идея пространства в социологии имеет богатую ретроспективу, что связано с многообразием парадигм понимания категории пространства, принятых социологией от философии и точных наук. В нашей работе мы не ставим перед собой задачи интеграции научных подходов в единую теорию социального пространства и, не претендуя на всеобъемлющий охват достижений научной философской и социологической мысли, в данной главе мы остановимся на базовых концепциях и понятиях, позволяющих раскрыть проблематику нашего исследования.
Концептуальные модели социального пространства сложились в результате исследования представлений о реальности в различные культурно-исторические эпохи. Анализируя разные типы освоения социального пространства мы делаем акцент на архитектуре, так как по своей топологической структуре, символике и семантике, оживающей в языке, архитектура представляет собой средство социальной организации пространства, зримо, полно и доступно отражающее накопление, изменение и передачу социального знания о мире от одного поколения к другому.
1.1 Идея пространства в социологии
Многообразие подходов к описанию пространства требует создания единого методологического поля, в котором мы будем описывать различные пространственно-культурные феномены, однако, это может служить темой отдельного диссертационного исследования. Наша задача -выделить понятия и категории, характеризующие социальное пространство как средство методологической рефлексии социальной реальности с одной стороны, и как самостоятельный объект научного анализа, предмет социологии пространства, с другой. Выбор интересующих нас понятий обусловлен основной задачей нашего исследования - проследить каким