Ви є тут

Муниципальная служба как социальный институт

Автор: 
Мамаева Лилия Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192853
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...........................................................3
1 Теоретико-методологические основы изучения института муниципальной службы в Российской Федерации.......................16
1.1 Понятие и структура института муниципальной службы..........16
1.2 Социальная природа муниципальной службы.....................36
1.3 Институт муниципальной службы и государственная власть (проблемы взаимодействия)....................................48
2 Социальный институт муниципальной службы в системе местного самоуправления....................................................65
2.1 Механизм организации социального института муниципальной службы.......................................................65
2.2 Социально-профессиональный статус муниципальных служащих.. 94
3 Развитие муниципальной службы в современном российском обществе.........................................................113
3.1 Исследование основных проблем и тенденций развития муниципальной службы........................................113
3.2 Направления институционализации муниципальной службы 126
Заключение.......................................................166
Библиография.....................................................177
Приложение А.....................................................198
Приложение Б.....................................................199
Приложение В.....................................................200
Приложение Г.....................................................201
Приложение Д.....................................................202
3
Введение
Актуальность темы исследования
Современное общество представляет собой общество с высокой степенью институционализации, которое не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль в этом играют институционализированные (огражденные от влияния случайностей) взаимодействия, которые обеспечивают удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида. Социальные институты в системе социальных связей - это основа, на которой держится общество. Иначе говоря, общество можно представить как множество социальных институтов. Расположенные как бы на поверхности общественной жизни, они, благодаря своей организационной форме, доступны для наблюдения и управления ими.
Сложность и многогранность такого социального института, как муниципальная служба, закономерно делает его объектом исследования различных наук: социологии, политологии, теории управления, психологии, философии, юриспруденции и др. Социологи особое внимание обращают на изучение муниципальной службы как социального института и, в первую очередь, общественных потребностей, воздействующих на характер отношений муниципальных служащих, типов и мотивов их поведения, норм и ценностей муниципальной службы в разных условиях страны - этнокультурных, экономических, политических, социальных и других механизмов изменения этих норм и ценностей, различных видов взаимодействий с социальными общностями, группами, организациями.
Как социальный институт, муниципальная служба представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе в органах местного самоуправления.
19
годаря которым стала возможной выработка воли местного сообщества» [85, С. 13].
Говоря о методологии исследования, вслед за П. Штомпкой, важным социологическим принципом следует признать «принцип рефлексии»> означающий, что в человеческом обществе знания о социальных процессах и отношениях имеют прямые и непосредственные практические следствия: «то, что люди думают о социальных изменениях принципиально важно для того, чтобы подвигнуть их к действиям» [200, С. 15]. Исходя из этого принципа можно заключить, что взгляды людей, понимание ими природы и сущности институтов местного самоуправления и муниципальной службы непосредственным образом влияют на перспективы становления этих социальных институтов. Отсюда следует вывод о важности обогащения знаний об этих институтах, информированности людей об этих феноменах и изучении степени осведомленности о них.
Важными представляются также системный и институциональный подходы к исследованию социальных проблем института муниципальной службы.
Проблемы управления в любой сфере общественной жизни обычно бывают настолько сложными, включают в себя такое множество разнонаправленных социальных процессов и явлений, что необходимо воспользоваться системным подходом. адаптируя его основные принципы для жизни общества и для деятельности людей в нем.
Сущность системного подхода к исследованию объективной реальности - общества, институтов, действующих в нем, - заключается в том, что объект познания изучается как система. При этом, во-первых, особое внимание сосредоточено на изучении процессов формирования системы, выявлении механизмов ее функционирования и, во-вторых, главное внимание сосредоточено на изучении механизмов, порождающих новые системные качества, которые возникли в процессе взаимодействия отдельных
20
компонентов системы и не сводятся к свойствам отдельно взятых элементов, ее образующих [196, С. 8].
Понятие «система» прежде всего основано на том, что в ее содержание входят взаимосвязанные элементы, которые взаимодействуют между собой. Эти качества подчеркивают известные зарубежные исследователи Л. Берталанфи, Р. Акофф [205,204].
Все элементы образуют систему только тогда, когда во взаимосвязях и взаимодействии можно выделить закономерности. Эти закономерности выделяют современные отечественные исследователи И. В. Блауберг, Э.Г. Юдин [48, С. 62]. В частности они называют такие признаки системы, как целостность, наличие в системе структуры, т. е. организация системы, ее функционирование и развитие, наличие упорядоченных уровней, и, наконец, возможность самоорганизации и управления. Именно эту возможность в сочетании с другими характеристиками дает основу для управления, в частности государственного и муниципального. Познание, т. е. постановка проблемы, ее исследование, выявление внутренних и внешних факторов, действующих на систему, прогноз ее функционирования и развития составляют необходимую теоретическую основу и предпосылки для принятия эффективного управленческого решения [133, С. 21].
Любая система - это не случайный набор каких-либо элементов, имеющих общие черты и свойства. Система - это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей [142, С. 661]. Ее главным отличительным признаком является наличие системных интегративных качеств. При этом сама система в целом обладает новым системным качеством, которым не располагает ни один из образующих ее компонентов [40, С. 21].
В свою очередь, именно внутренние связи системы, ее организация, структура являются основными системообразующими связями и прежде