Ви є тут

Коммуникативная культура организации

Автор: 
Коротицкая Мария Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192049
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава 1. Коммуникативная культура организации как объект социологического исследования
1.1. Содержание коммуникативной культуры организации
1.2. Уровни и критерии коммуникативной культуры организации
1.3. Факторы коммуникативной культуры организации
Глава 2. Социологическая оценка состояния коммуникативной культуры в организации
2.1. Информационное обеспечение как фактор повышения коммуникативной культуры организации
2.2. Служебное взаимопонимание сотрудников организации как элемент коммуникативной культуры организации
Глава 3. Методы и направления повышения коммуникативной культуры организации
3.2. Коммуникативные барьеры организации как факторы, препятствующие повышению коммуникативной культуры организации
3.3. Условия и пути повышения коммуникативной культуры организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Страницы
3
17
17
34
52
65
65
91
107
107
120
145
154
179
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Представление об общественной жизни как о коммуникационном и информационном процессах сформировалось достаточно давно. Современные социальные теории рассматривают коммуникацию как важнейшее условие формирования и существования организаций, как основу развития социальных систем. Коммуникационное взаимодействие, взаимное принятие ролей, достижение согласия и понимания формируют организационную структуру, обеспечивают возможность кооперации и управления. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей ее деятельности и уровня удовлетворенности работников трудом.
В конце XX в. осознается ключевая роль коммуникаций в управлении организацией. Именно рационально организованная коммуникация обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможным объединение людей для совместных действий. Одним из важнейших аспектов организационной коммуникации выступает формирование и развитие коммуникативной культуры организации. Насущно необходима в настоящее время дальнейшая углубленная разработка структуры, а также основных критериев коммуникативной культуры организации.
Изучение культуры коммуникации и коммуникационных отношений важно на всех уровнях развития современного российского общества - на личностном, организационном, национальном и международном. Именно нерешенность проблем взаимопонимания, согласованности в информационных и коммуникационных взаимоотношениях приводит, в конечном счете, к конфликтным ситуациям. Напротив, высокая коммуникативная культура способствует достижению эффективного взаимодействия людей в организации и обществе в целом. Повышение коммуникативной культуры является фактором адаптации, устойчивости, самоорганизации социальной системы, ее прогрессивного развития. Только коммуникационное взаимодействие, взаимное принятие ролей, достижение согласия и понимания создают организационную структуру и возможность кооперации и управления. Коммуникация обеспечивает реализацию всех основных функций управления - планирования, органи-
3
щении1.
A.B. Соколовым выработано определение «коммуникативной культуры» с позиции «движения смыслов», т.е. во главе угла находится коммуникация как мыслительный процесс. С этой точки зрения, коммуникативная культура организации определяется как “совокупность господствующих в обществе норм и способов фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т.е. родом социальной коммуникации»2.
Если по «коммуникативной культуре личности» имеется избыток определений, то тема «коммуникативной культуре организации» остается пока вне поля зрения исследователей.
Предварительно можно дать такое определение. Коммуникативная культура организации - это коммуникативная культура, принятая и признанная организацией, культивируемая в ней и предписываемая сотрудникам. Исходя из общего определения культуры, можно утверждать, что коммуникативная культура организации - это комплекс мер по закреплению и воспроизводству организационных коммуникаций посредством генерализации их форм и результатов.
В этой связи постараемся дать определение «генерализации». Во-первых, генерализация означает закрепление отдельных форм (проявлений) организационной коммуникации и коммуникативного поведения в виде определенного эталона. Это осуществляется или посредством отбора единичных актов коммуникации, коммуникативного поведения и их утверждения в качестве эталона, или посредством интегрирования отдельных компонентов у нескольких единичных актов и формирования «идеального» эталона, или посредством априорного обоснования такого эталона, исходя из соображений целесообразности.
Во-вторых, результатом генерализации актов организационной коммуникации становятся определенные эталоны, которые закрепляются в виде: а)
1 См.: Мудрик, A.B. Коммуникативная культура учителя. Формирование профессиональной культуры учителя: Сб. науч. тр. / Под ред. Сластенина В.А. / A.B. Мудрик. - М.: Знание. - 1993.
2 Соколов, A.B. Общая теория социальной коммуникации / A.B. Соколов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.-С. 3-30.
20
норм, б) правил, в) ценностей, г) санкций. Следовательно, логично говорить о коммуникативных нормах, правилах, ценностях и санкциях. Исходя из этого, коммуникативную культуру можно определить как совокупность (систему) норм, правил, ценностей и санкций, регулирующих коммуникации в организации и организационное поведение сотрудников.
В-третьих, нормы, правила, ценности и санкции, образующие содержание коммуникативной культуры организации, в редких случаях оказываются представленными в публично-официальном, формализованном виде (в виде кодексов делового общения, этических норм общения и т.д.). Чаще всего они подразумеваются, «остаются в уме», и судить можно о них по реальным фактам (актам) организационной коммуникации и коммуникативного поведения. Важно различать и идентифицировать культурное содержание коммуникации в организации, увидеть опредмеченные в ней нормы, правила, ценности и санкции. Поэтому исследование коммуникативной культуры организации - это изучение организационной коммуникации сточки зрения опредмеченных в ней норм, правил, ценностей и санкций.
В-четвертых, исследуя психологическую культуру личности,
Н.И. Исаева справедливо отмечает, что как психологическая, так и информационная, профессиональная и др. культуры являются по своей сути субкультурами1. Аналогично можно сказать и о коммуникативной культуре организации. Коммуникативная культура одной организации может существенно отличаться от культуры другой организации.
Заметим также, что понятие «коммуникативная культура» шире «информационной культуры» и включает помимо нее перцептивный, эмоциональный (аффективный) и интерактивный аспекты коммуникативного взаимодействия2.
Отдельного рассмотрения требует анализ двух паронимических терминов «коммуникативный» и «коммуникационный». Они не тожественны. Ана-
1 См.: Исаева, Н.И. Профессиональная культура психолога образования / Н.И. Исаева. - М.-Бслгород: МПГУ, БелГУ, 2002. - 235 с.
2 См.: Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 1998; Данакин, Н.С. Деятельность и общение / Н.С. Данакин, Т.В. Кузьмина. - Белгород: Центр социальных технологий, 1997.
21