Ви є тут

Трансформация гендерных отношений в современном российском обществе

Автор: 
Королева Светлана Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192290
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
ГЛАВА I
• ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................................... 15
§1. Гендерная теория и методология в системе социологического
знания............................................. 15
§ 2. Социологические аспекты анализа феномена дифференциации
пола............................................... 35
ГЛАВА II
Ф СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.............................................
§1. Гендерная трансформация ценностных ориентаций в современном
российском обществе......................................... 55
§ 2. Изменение гендерно-ролевых статусов индивида в семье и
обществе.................................................... 76
§ 3. Изменение гендерной идентификации в современном российском ^
обществе...................................................
§ 4. Нормативно-правовое регулирование гендерных отношений в
российском обществе: проблемы и перспективы................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 139
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Гендерные отношения как одно из системообразующих явлений общественной жизни являются важным фактором социального развития. Характер взаимоотношений между мужчинами и женщинами есть причина и следствие многих экономических, культурно-социальных, политических, духовных сторон жизни социума.
Трансформация общественного сознания, рост числа социально-активных женщин, изменение культурных традиций обуславливают динамичное развитие гендерных отношений в современном российском обществе.
Переход от традиционного патриархатного к современному эгалитарному обществу изменил характер социального взаимодействия между мужчинами и женщинами, нормы и правила их поведения, а также статусно-ролевые системы полов. Нормализация гомогендерных отношений в новых условиях позволила сформироваться отличным от гетеросексуальной субкультурам. Сегодня возникает реальная необходимость в теоретическом и практическом анализе данных процессов, в понимании на его основе новых возможностей оптимизации положения женщин и мужчин в социально-экономической, политической, культурной сферах с целью более полного раскрытия их согласительного, а не конфликтного потенциала в личностном, семейном и профессиональном планах.
Исследования в области гендерных отношений являются насущной необходимостью и позволяют выявлять и устранять причины гендерного неравенства и насилия на гендерной почве, придавать гендерным отношениям нравственно-культурную детерминанту. Данные исследования дадут возможность постепенно ликвидировать практику дискриминации по признаку пола, расширить возможности для реализации российскими
Систематизируя научные подходы к исследованию гендера, O.A. Воронина, выделяет следующие теории:
- теория социального конструирования гендера;
- гендер как стратификационная категория;
- гендер как культурная метафора.
А также одну ложную теорию гендера: «гендер как социальнодемографическая категория»1.
Ложной гендерной теорией Воронина O.A. называет использование этого понятия как традиционной социодемографической категории (социополовой роли), или проведение под видом гендерных исследований положения женщин и детей.
В рамках теории социального конструирования гендера, гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, конструируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах:
1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
2) гендер строится и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Здесь следует упомянуть работы таких исследователей как Э. Гофман, Г. Гарфинкель, К. Уэст и Д. Зиммерман .
В рамках теории гендерной стратификации гендер рассматривается как сеть, структура или процесс, т. е. гендер - это стратификационная категория в совокупности (сети) других стратификационных категорий. Гендер, иерархизирующий социальные отношения и роли между мужчинами и женщинами, - категория стратификационная. Помимо гендера, такими
1 См.: Воронина, О.Л. Социокультурные детерминанты развития гендерных исследований в России и за рубежом [Текст] / О. Воронина // Общественные науки и современность. - 2000. - №4. - С.9-20.
См.: Уэст, К. Зиммерман, Д. Создание гендера (doing gender) [Текст] / К. Уэст Д. Зиммерман //Гендерные тетради. Вып. l.-Спб., 1997.-С.94.
категориями являются класс, раса, возраст. Американская исследовательница Дж. Скотт одной из первых предложила рассматривать гендер в ряду этих категорий. Французская постмодернистская феминистка Т. де Лауретис определяет гендер как процесс, который конструирует социальнонормативный субъект через построение различий по полу, связанных в свою очередь с расовыми, этническими, социальными различиями.
В рамках научной парадигмы, определяющей гендер как культурную метафору, помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола феминистки обнаружили и третий, символический, или собственно культурный его аспект. «Мужское» и «женское» на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов:
- «мужское» - рациональное - духовное - божественное - (...) -культурное;
- «женское» - чувственное - телесное - греховное - (...) - природное.
В отличие от первого - биологического - аспекта пола в двух других его аспектах - социальном и культурно-символическом - содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированные таким образом, что все, определяемое как «мужское» или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как «женское» -негативным, вторичным и субординируемым. Это проявляется не только в том, что собственно мужчина и мужские предикаты являются доминирующими в обществе. Многие не связанные с полом феномены и понятия (природа и культура, чувственность и рациональность, божественное и земное и т. д.) через существующий культурносимволический ряд отождествляется с «мужским» или «женским». Таким образом, создается иерархия, соподчинение внутри уже этих - внеполовых -пар понятий. При этом многие явления и понятия приобретают «половую» (или, правильнее сказать, гендерную) окраску.