Ви є тут

Социальные аспекты теории и практики планирования семьи

Автор: 
Кузьменко Татьяна Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272493
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Планирование семьи как социокультурный феномен. 13
1.1 История планирования семьи. 13
1.2 Теоретические концепции планирования семьи. 40
2. Практика планирования семьи как социально-этическая
проблема. 74
2.1 Цели внутрисемейного планирования и средства их реализации. 74
2.2 Социально-этическая детерминация становления и развития
служб планирования семьи. 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАН!ЮЙ ЛИТЕРАТУРЫ 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Основные демографические показатели в РФ и РМ. 166 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели состояния здоровья населения РФ и РМ. 175 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа исследования «Медико-социальные аспекты проблем планирования семьи». 186
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Программа исследования «Социально-психологические аспекты внутрисемейного планирования». 196
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Интерес к теме планирования семьи объясняется, прежде всего, значительными изменениями уровня рождаемости во всем мире: в одних странах рождаемость растет, в других - снижается. В России изучение планирования семьи связано с неблагоприятной демографической ситуацией. С конца 1990-х гг. рождаемость начала резко сокращаться. Одновременно заметно поднялась смертность. В результате в 1992 г. впервые был зарегистрирован отрицательный прирост населения. В последующие годы его величина стала еще больше и уже свыше 10 лет для РФ характерен процесс депопуляции.
Немало семей в нашей стране откладывают рождение детей (демографы называют это «отложенной рождаемостью»), так как боятся за их будущее. Но многие надеются на последующее улучшение социально-экономических условий жизни и стабилизацию общества. Учитывая это, сегодня очень важно сохранить здоровье будущих родителей, чтобы впоследствии они смогли иметь здоровых желанных детей.
Динамика норм детности в социокультуре в целом, отражает переход от многодетности к среднедетности, а в последний период и к малодетности. Данная тенденция сопровождается распространением средств контроля репродуктивного поведения человека, ростом их разнообразия и эффективности. Активизация применения контрацептивов связано с трансформацией нравственности. Планирование семьи - это всегда моральный выбор.
Одним из этических аспектов проблемы планирования семьи, о котором говорят, к сожалению, не так уж часто, является «социальное сиротство». На сегодняшний день в России 33 млн детей в возрасте до 14 лет. В учреждениях системы социального призрения разных типов воспитывается более 700 тыс. детей, из которых лишь десятая часть не имеет родителей. В Российской Федерации до 5 млн беспризорных, около 2 млн неграмотных детей школьного возраста [172, с. 18]. Учащаются случаи жестокого обращения
19
сыновей - от всякой общественной службы. Законы Августа и Трояна в Древнем Риме были также направлены на поощрение браков и многодетных семей; такие семьи получали определенные льготы. После Пелопоннесской войны, во время которой Аттика понесла большие потери в людях, а также чумы, последовавшей за войной, Платон изменил своим взглядам. Он стал настаивать, чтобы юноша мог жениться с 25 - летнего возраста, и более того, если он не женился до 35 лет, то должен уплатить в соответствии со своими доходами специальный налог. Причём некоторые из мер по регулированию рождаемости действовали через контроль сексуального поведения граждан. «Древнефеческий законодатель Солон (VI
в. до н. э.) открыл первые доктарионы. Они задумывались как семейно -охранительные учреждения, дабы неженатые мужчины, не могущие содержать наложниц, не устанавливали бы контактов с замужними женщинами» [51, с. 5] Но эти законодательства были, видимо, недостаточно эффективными. Уменьшение рождаемости, наблюдавшееся, по свидетельству древних авторов, в период расцвета рабовладельческих государств, возможно, объясняется «обострением противоречия между индивидуальным интересом, заключавшимся в уменьшении потребности в детях вплоть до одного ребенка — наследника частной собственности, и общественным интересом, требующим, по крайней мере, простого воспроизводства численности населения государства». [3, с. 33] Античное рабовладение дает нам отличный пример противоречия между индивидуальным и общественным интересами, между организацией воспроизводства социальной структуры и воспроизводства демографической структуры общества. Мы обращаем внимание на то, что данное противоречие имеет глубокие исторические корни. Значимость данного противоречия существенно возрастает в те исторические периоды, когда население в стране начинает сокращаться, что характерно для процесса депопуляции.
20
Во многих странах неизменно продолжали действовать нормы, стимулирующие рождаемость. Сохранению норм многодетности служили особенности института семьи. Основной хозяйственной ячейкой становится большая патриархальная семья, объединяющая несколько индивидуальных семей или брачных пар. Классическая патриархальная семья имела повсеместное распространение, как в Европейском христианском мире, так и в Восточном мусульманском. Демонстрацией этого является параллельное существование созвучных по основным характеристикам югославянской «задруги» и японского дома «иэ». Это были семьи, для которых было характерно доминирование мужской власти, превалирование клановых интересов над индивидуальными, почитание старших, минимальное использование средств контроля над рождаемостью, низкий уровень разводов. Главенство в такой семье принадлежало мужчине, он обладал правом решающего голоса при принятии важных семейных решений, в том числе и в отношении потомства. Женщина обладала меньшими правами, по сути, превращаясь в инструмент деторождения. «Дело мужа -это зарабатывать деньги на жизнь, а роль женщины состоит в том, чтобы обучать детей, воспитывать их, заботиться о родителях, вести семейные бюджетные дела» [51, с. 46]. Установки личности на многодетность в этих условиях укреплялись так же благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом. В патриархальной семье родители в воспитании детей ориентировали их на обязательное вступление в будущем в брак, чтобы продолжить род, фамилию, династию. В ходе повседневной жизни подростков и молодежь готовили к созданию собственной семьи. В результате юноша и девушка не только готовы были заменить в любой момент отца или мать по хозяйству, но и до мельчайших деталей знали, как должен вести себя муж и как - жена.