Содержание
Введение......................................................................3
Глава I. Теоретические и практические аспекты применения моделей
коммуникации и Public Relations в политике...................................13
§1. Основные понятия и эволюция концепций Public Relations.................13
§2. Модели коммуникации и технологии Public Relations......................25
§3. Становление и развитие PR в политической сфере.........................34
Глава И. Принятие политических решений в демократическом обществе............46
§1. Теоретические подходы и модели принятия политических решений...........46
§2. Механизм принятия политических решений.................................62
Глава III. Исследование применения методов и технологий Public Relations в
практике принятия политических решений в России..............................74
§1. Разработка и механизм принятия правового акта представительными
органами местного самоуправления........................................74
§2. Использование PR-технологий в процессе принятия политического решения
представительными органами местного самоуправления......................85
§3. Анализ PR-кампании, направленной на включение инициативных общественных организаций в процесс согласования и принятия
политического решения федератьного уровня...............................93
Глава IV. Коммуникативное сопровождение процесса реализации «Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года..................98
§1. Коммуникативное сопровождение мероприятий модернизации образования... 98
§2. Проект информационного сопровождения реформы образования..............109
§3. Социологические методы как инструмент обратной связи процесса
реализации политических решений........................................123
Заключение..................................................................144
Приложение 1. Органиграмма..................................................151
Приложение 2. Анкета........................................................152
Приложение 3. Расчеты модельных план-графиков публикаций....................156
Список используемой литературы..............................................165
2
Введение
Актуальность темы н постановка проблемы.
Становление и развитие демократических институтов власти в России вызывает необходимость изучения, анализа механизмов реализации властных полномочий, в частности процесса принятия политических решений. В отличие от развитых демократических стран, где накоплен богатый теоретический и практический опыт изучения процессов принятия политических решений, в России до сих пор эти процессы патентны, мало изучены, группы и механизмы давления, сети (networks) - «не прозрачны». Активное внедрение моделей коммуникации и технологий Public Relations в российский политический процесс могло бы изменить существующую тенденцию, однако на практике, к сожалению, привело к «российской специфике» - широкому применению, так называемого «черного» и «серого» PR.
В демократическом обществе разработаны и функционируют различные модели участия общественности и отдельных граждан в подготовке, принятии и реашзации политических решений, т.е. в формировании публичной политики. Наличие реальных механизмов общественного волеизъявления в процессе принятия политических решений составляет основу гражданского общества. Модели представительства и участия граждан могут быть различны, но они не могут отсутствовать. На основании анализа отечественных и зарубежных исследований можно выделить четыре основные модели представительства: элитистская,
корпоративистская, плюралистическая и партисипативнал
Процесс принятия политических решений на современном этапе требует от участников соответствующего уровня знаний и компетентности в рассматриваемых проблемах, профессионштизма в способах решения проблемы и в оценке политических и социально-экономических последствий принимаемых решений. Обеспечить публичность и открытость политического процесса, сохраняя высокие требования к компетентности принимаемых решений,
3
В 1999 году по решению Европейской конфедерации PR (CEPR) была создана терминологическая рабочая группа, которая подготовила доклад о трактовках PR, применяемых в европейских странах. На основе данного доклада генеральная Ассамблея CEPR в июне 2000 года рекомендовала всем практикам в Европе использовать следующее определение [79]:
• PR - это сознательная организация коммуникации. PR - одна их функций менеджмента. Цель PR - достичь взаимопонимания и установить плодотворные взаимоотношения между организацией и ее аудиторией путем двусторонней коммуникации.
Приведенные определения фиксируют современный подход к пониманию сути PR и отражают специфику публичной деятельности, делая акцент на организации двусторонней коммуникации в общественных интересах.
Ориентация на двустороннюю кохммуникацию, а также на достоверность и правдивость информации - принципиальное отличие PR от пропаганды. Пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или социальную группу, допускает искажение фактов в интересах «заказчика» сообщений. Public Relations также призваны оказывать целенаправленное влияние на общественное мнение в определенных интересах. Однако эти действия направлены на гармонизацию взаимоотношений: в одних случаях влияние имеет целью привлечь внимание и получить поддержку общественности; в других - достичь общественного понимания и согласия; в третьих - смягчить последствия кризисных и конфликтных ситуаций.
Классик PR Эдвард Л.Бернейз считал, что из односторонней улицы информирования и убеждения общественности (чем является пропаганда) PR становятся двусторонней улицей, включающей регулирование отношений между субъектами и создающей взаимодействие [57].
Итак, сформулируем некоторые базовые постулаты, которые лежат в основе PR, как специфического вида деятельности:
16
> РЯ - динамичная система управления, в которой управляющим звеном выступает субъект РЯ (источник информации), а управляемым -общественность. Сам процесс управления осуществляется при помощи циркуляции информации.
> РЯ - программная деятельность - систематические, регулярные усилия, осуществляемые в соответствие с разработанной программой. Как жестко подчеркивает Член Британского Института РЯ Питер Грин, неструктурированная деятельность в области РЯ никогда не будет столь эффективной, как планируемая профамма.
> РЯ - система отношений, построенная на ресурсе «доверия» и «прозрачности». Отношения организации и общества выражает, так называемая, концепция «Стеклянного Дома».
> РЯ - работа с пространством «идеального» - общественным мнением, массовым и групповым сознанием, системами социальных ценностей и предпочтений. Сфера «идеального» рассматривается как динамичная система, на которую можно целенаправленно влиять, ее развитие подчиняется определенным закономерностям и имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в РЯ-технологиях.
^ РЯ - работа в информационном пространстве. Информация является ключевым ресурсом РЯ-технологий, одновременно она относится к стратегическим средствам и инструментарию РЯ.
> РЯ - это технологии коммуникации. Система РЯ может успешно функционировать только при наличии надежных каналов связи с общественностью, важнейшими из которых являются межличностные коммуникации, средства массовой информации и складывающиеся на наших глазах системы электронной коммуникации.
> РЯ - система этических отношений, основанных на принципах честности, взаимопонимания, партнерства и соблюдения общественных интересов.
17
- Київ+380960830922