2
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.....................................................3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 12
1.1. Теоретико- категориальные аспекты этнической интеграции .... 12
1.2. Феномен полиэтничности как доминанта исследования этнической интеграции...................................................... 33
1.3. Миграционные процессы как фактор этнической интеграции 50
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В УСЛОВИЯХ ИОЛИЭТНИЧНОГО ОБЩЕСТВА...........................72
2.1. Историческая детерминированность специфики интеграционных
процессов на Северном Кавказе....................................72
2.2. Социально-экономические проблемы этнической миграции
на Северном Кавказе..............................................92
2.3. Этническая интеграция и её воздействие на укрепление
реї иональной безопасности......................................108
Заключение.................................................131
Примечания.................................................135
Литература.................................................139
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важную роль в трансформации общества и государства играет этническая интеграция, которая преобразует слабо связанные между собой объекты (индивиды, группы) в единую целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью её частей на основе общих целей и интересов.
Социальное регулирование процессов этнической интеграции в современной России осложняется периодически проявляемыми деструктивными тенденциями в межэтнических отношениях. Особенно ярко проблемы интеграции выражают себя на Северном Кавказе, где этнический фактор играет заметную роль в социально-политических конфликтах.
Активизация властных и имущих групп, использовавших в своих целях национальную политику, создала предпосылки для этносоциальных конфликтов. События на Северном Кавказе, которые поочерёдно происходили в Чечне, Дагестане, Карачаево-Черкесии, показали, что элита республик, пытаясь повысить экономический, политический и социокультурный потенциал, на деле провоцировала этнические конфликты.
Каждый этнос или этническая группа имеют собственную историческую и социокультурную парадигму. В процессе демократизации российского общества появились возможности для постепенного выравнивания исторического и социокультурного статуса различных наций. Однако и это положение создаёт сегодня условия для социальной и политической конкуренции лидеров ряда республик Северного Кавказа, использования ими этнических рычагов для утверждения собственных позиций.
Ситуация конфликта проецируется сразу на двух уровнях - на личностном и институциональном. Эти уровни находятся в непосредственном взаимодействии, где исключение одного автоматически ведёт к нивелировке другого. Исходя из этою, можно заключить, что взаимоотношение институционального и личностного уровней конфликта влияет на социальный меха-
14
Другое направление этносоциологии, удаляясь от социологии культуры и примыкая скорее к общесоциологической теории, фокусирует свое внимание на анализе воздействия фактора этничносги как на частные социальные процессы (социальную мобильность, миграцию, урбанизированность и т.п.)» так и на общесоциальные (стабильность и динамику социальных систем и институтов, конфликтность и т.п.). До середины 80-х годов ХХ-го века этот аспект этносоциологического знания оставался в 1ени внимания отечественной науки, ибо сильны были стереотипы о якобы бесконфликтности советского общества, о стирании национальных различий и формировании новой исторической общности - советского народа.
В кризисных условиях, сложившихся после распада СССР, наличии центробежных тенденций практически во всех постсоветских государствах, эскалации межнациональных конфликтов это направление этносоциологии выходит на первый план, оттесняя этнокультурную проблематику. На фоне системною кризиса происходит политизациияэтничносги. Именно это привело к формированию дисциплины, предметом которой стало влияние этнического фактора на политические отношения и институты.
Другим направлением в изучении этносоциальных проблем становится этнополитология, которая рассматривает этничность сквозь призму государственного устройства. Её предметом является прежде всего процесс «национального образования» (1), соотношение центростремительных и центробежных тенденций в полиэтничном обществе. Основное исследовательское «поле» данной науки - эю межнациональные конфликты, и именно поэтому такие ведущие отечественные этнополитологи, как Р. Абдулатипов, А. Здраво-мыслов, В. Тишков, Э. Пайн, предлагают конкретные решения этнополити-ческих коллизий, применяя академический подход к национальной политике в Российской Федерации. Этнополитология - эго наиболее «практическая» область этносоциальных наук, которая еще не приобрела самостоятельный с гатус.
15
Здесь следует отметить, что этнополитология в России развивается весьма своеобразно, формируясь, в основном, на опыте нашего государства, чю 01личае1 выводы наших учёных от классических положений, изложенных Д. Ротшильдом в его основополагающем труде - «Этнополитика».
Этносоциологический и этнополитический подходы тесно взаимодействуют с этнопсихологическим, так как все эти дисциплины как бы дополняют друг друга, хотя на сегодняшний день именно социологические концепции следует считать доминантными.
Этнопсихология изучает особенности психического склада тех или иных этнических общностей (системы предаавлений и кодов поведения), этнически обусловленные формы отражения и реакции на воздействие внешнего мира. Она исследует особенности народной культуры и символический мир, изучает этническую обусловленность познания, памяти, эмоций и речи, а также межгрупповых отношений и социального поведения, вскрывает национальные особенности воспитания и этнической социализации.
Б своей основе современная этнопсихология базируется на «психологии народов» В. Вундта, которая трактует национальный дух как особое замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, морали и культуры.
В современный научный оборот термин «этнопсихология» ввел в 1961 году известный ученый X. Вернер, который интерпретировал эту дисциплину как область изучения наиболее характерных для конкретного общества представлений об устремлениях и импульсах, стандартах желательного и нежелательного и т.п.
Принципиально иную концептуальную трактовку идея В. Вундта получила в работах Р. Линтона и Д. Левинсона, выводящих свойства национального характера из так называемой «базовой и модальной личности»,
- Київ+380960830922