Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы
социологического анализа профессионального самоопределения студентов
1.1. Социальные аспекты профессионального самоопределения студентов вузов 14
1.2. Особенности социологического подхода к изучению проблем профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края 35
1.3. Методология и методика эмпирического социологического исследования профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края 54
Глава 2. Особенности профессионального самоопределения
студентов в Алтайском крас
2.1 Факторы профессионального самоопределения студентов 70
2.2. Цели, ценности, мотивы, установки профессионально самоопределяющихся студентов 106
2.3 Своеобразие системы профессионального самоопределения студентов в Алтайском крае (на примере АлтГТУ) 118
Заключение 138
Список использованных источников и литературы 143
Приложения 156
2
Введение
А кту а л ь н ость и сел ел о ва ни я
Профессиональное самоопределение студенческой молодежи происходит в ситуации политических перемен, ухудшения экономического положения большинства граждан, изменения структуры и характера устройства института образования в целом. Кризис в российской экономике привел к изменению социальной политики в области профессиональной ориентации молодежи в сторону отказа от существовавшей системы содействия профессиональной ориентации. Молодежь в условиях формирования альтернативной системы содействия профессиональной ориентации вынуждена адаптироваться к изменившейся социальной ситуации, самоопределяться и выбирать жизненный путь самостоятельно. Компстсптностный подход в образовании усиливает данную тенденцию и направляет студентов на самостоятельное решение проблем, в том числе и выбора профессии.
Вузы, в особенности его негосударственный сектор, в общей ситуации постоянно изменяющегося рынка труда ведут набор па обучение по специальностям, которые пользуются спросом у студентов, но не могут быть обеспечены рабочими местами после окончания обучения. Можно
констатировать существование социального противоречия между
'требованиями рынка труда и реально существующим и постоянно пополняющимся рынком специалистов.
В настоящее время возрастает роль личностных качеств специалистов в трудовой деятельности, их способность удовлетворять требованиям работодателей, ответственности специалистов за принятые решения, проявления инициативности в работе. Поэтому содействие в формировании профессионального самоопределения с помощью соответствующих образовательных программ, носит объективный необходимый характер.
Актуальность исследования обусловлена также недостаточным
количеством научно обоснованных направлений для управления процессом
3
молодых людей относительно своего положения в обществе, ценностных ориентаций, жизненных планов и так далее. Среди ученых, занимающихся данным направлением можно выделить таких как Ф. Э. Шерсти,
В. Т. Лисовский, В. Г. Харчева и др.
2. «Взгляд из прошлого» - данное направление рассматривает определенные характеристики молодежи в сравнении с показателями прошлых лет. Как правило, это лонгиподные проекты, которые начались в 70-90-е годы. Ценность такой точки зрения особенно важна тем, что в силу внешних обстоятельств, то есть происходивших в России перемен в девяностые годы, сравнения прошлых и нынешних показателей очень важны и актуальны, поскольку показывают, какие перемены произошли во взглядах молодых людей на окружающий мир. Сторонники этого направления - В. П. Шубкин, В.А. Ядов, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма, С.И. Григорьев, В.Г. Ыемкровский и многие другие.
3. Третье направление исследователей - это так называемые «исследования одного фактора». Данные исследования направлены па более глубокое изучение определенной стороны социальной жизни молодежи. Авторы делают как качественный, так и количественный анализ интересующего их предмета, прослеживают динамику его изменений. Здесь диссертант может выделить таких социологов, как М. И. Руткевич, Е. И. Головаха, Л. М. Растова, С. И. Григорьев, В. А. Дорофеев и др.
Из этих подходов вполне очевидно, что изучение проблем молодежи носит весьма разнообразный характер, который зависит непосредственно от интереса исследователя. Изучение содержания профессионального самоопределения студентов представляет особую значимость. Эго связано с тем, что в современных российских условиях реформирования основ социального устройства, в одном из дотационных регионов, таких как Алтайский край, поиск новых подходов к изучению и анализу жизненных позиций молодого поколения становится не только целесообразным, но и закономерным. Эго напрямую относится и к студенческой молодежи, так как
данная социальная группа является одной из наиболее мобильных в условиях трансформации рынка труда.
Переходя к рассмотрению содержания понятия «профессиональное самоопределение», проанализируем наиболее сопряженные с ним понятия: профессиональный выбор, устремление, интерес, намерение, становление.
Выбор профессии это общественный процесс, в ходе которого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают, что в социуме имеют место разделение груда и определенные профессии - виды трудовой деятельности (объекты выбора), а также способы овладения знаниями и навыками, которые необходимы для конкретной деятельности и существующие в действительности вероятности их применения. Как утверждает Головаха 1£. И. (и диссертант с ним согласен) профессиональный выбор - «это решение, затрагивающее лишь жизненную ближайшую перспективу личности, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, ... и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован определенными жизненными целями» [42, с. 28]. Интеракция объектов и субъектов выбора профессии находится в прямом отношении к уровню развития производства, состоянию отношений производства, от которых зависит и свобода выбора профессии. С профессиональным выбором связано профессиональное намерение.
Наличие в мотивировке профессионального выбора мотивов, связанных с интересом к содержанию профессии является показателем профессионального устремления личности. Профессиональное устремление - социальная нацеленность на 1) овладение конкретной профессией, специальностью, 2) продолжение образования. Оно проявляется, прежде всего, в стремлении молодого человека продолжить свой образовательный путь в учреждении высшего или среднего образования но определенной профессии. Профессиональное устремление выражается как профессиональный интерес.
- Київ+380960830922