Ви є тут

Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями

Автор: 
Зайцев Дмитрий Викторович
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192794
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................ С.З
ГЛАВА 1. Социокультурный анализ социальной интеграции детей с ограниченными возможностями................................... 15
1.1. Методология социальной интеграции......................... 15
1.2. Институциальные основы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями........................................... 47
4 ГЛАВА 2. Институт семьи в структуре социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями..............................
2.1. Междисциплинарный анализ семьи нетипичного ребенка........
2.2. Семья в проблемном поле процесса интеграции в общество детей с отклонениями в развитии........................................
2.3. Социально-интеграционный потенциал современной семьи: сравнительный анализ................................................. * *
ГЛАВА 3. Методологические основы интегрированного образования как структурного компонента социальной интеграции детей с
174
ограниченными возможностями....................................
3.1. Интегрированное образование детей с отклонениями в развитии как социальная проблема............................................
211
3.2. Социальные функции института интегрированного образования ....
3.3. Стратегия и тактика интегрированного образования детей с ограни-
231
ченными возможностями..........................................
3.4. Социокультурное отношение к интегрированному образованию де-тей-инвалидов (на примере детей с нарушением опорно-двигательного 'аппарата)..................................................... 253
275
Заключение.....................................................
Библиографический список....................................... 283
Пр вложение..................................................... 306
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена усилением социального расслоения общества, воспроизводством различных форм социального неравенства, интенсивности процессов маргинализации целых социальных групп, территориальных общностей населения в условиях кардинальных социально-экономических преобразований. Вместе с тем на фоне устойчивости дегумани-зационных практик наблюдается формирование понимания ведущей роли человеческих ресурсов в развитии общества.
Особо негативное влияние транзитивности российского общества проявляется в отношении представителей групп социального риска, прежде всего детей с ограниченными возможностями, на страте которых процессы социальной дискриминации, исключения проявляются наиболее рельефно. В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2003 г. их число приблизилось к 650 тыс. человек. При этом около 80 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их доступ к социокультурным и образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.
Известны факты нарушения конституционных прав детей с ограниченными возможностями на жизнь в семье, получение полного среднего образования, доступ к информационным, рекреационным и жизненным ресурсам окружающей среды. В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационного периода ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего
35
■определенный уровень индивидуального и социокультурного развития, отсутствие ярко выраженных нарушений онтогенеза, прогредиентности в текущих хронических заболеваниях;
■ способность к трансформации собственных аксиологических ориентаций и установлению продуктивных отношений с окружающими людьми;
■ умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями.
Универсальными критериями социальной интегрированности, в этом случае станут следующие:
■ устойчивая принадлежность к различным социальным группам и идентификация с ними;
■ наличие устойчивых межличностных отношений позитивного характера, их расширение и умножение;
■умение быстро ориентироваться в новых социокультурных и экономических условиях.
Таким образом, можно говорить, что латентно существует определенный «социально-интеграционный стандарт» (определенная совокупность социальных представлений о знаниях, умениях и навыках и уровне индивидуального развития человека), достижение которого обеспечивает вхождение индивида в социум и определенное позиционирование в нем. Данный стандарт присутствует в сознании людей и не закреплен в полном объеме где-либо официально. Тем не менее люди латентно, часто бессознательно обращаются к данному стандарту при анализе, оценке уровня развития индивида, его достижений, успешности социокультурного взаимодействия с целью определения степени их стандарти-зированности. Данный стандарт и социальная интегрированность достаточно лабильны и подвержены изменениям в связи с постоянной трансформацией социокультурных условий.
Во многом достижение человеком социально-интеграционного стандарта, а впоследствии высокого уровня социальной интегрированности зависит не только от успешного прохождения данных стадий, но и от специфики процесса об-
36
разования: семейного и формализованного внесемейного (дошкольного, школьного, постшкольного). Семейное воспитание, как отмечал П.Лесгафт, имеет первостепенное значение для процесса становления личности, социальной интеграции индивида, так как в семье завершается и кристаллизируется весь ПреД-
48 _
шествующий опыт и прогресс человечества . В определенной степени можно говорить, что семья занимает центральное место среди микросоциальных факторов, влияющих на формирование жизненных планов индивида, на успешность включения его в общество. От семьи во многом зависит выбор индивидом того или иного агентства вторичной социализации, например, образовательного учреждения, трудового коллектива, что в итоге сказывается на успешности интеграции личности в общество.
Органичной частью социальной интеграции является интеграция образовательная. Образование выступает эффективным процессом включения индивида в современное общество. В ходе образования происходит транслирование доминирующих в обществе норм, ценностей, установок, что позволяет развить у обучаемых социально одобряемые формы поведения и жизнедеятельности. Можно говорить, что образование представляет собой социально организуемый и нормируемый процесс систематической, последовательной передачи предшествующими поколениями последующим социокультурно значимого опыта, капитала. Наиболее важное место в социально-образовательной интеграции индивида занимает школа. Учебный план выступает инструментом социализации в целом, и социальной интеграции, в частности. Наряду с официальным и обязательным учебным планом существует еще один, скрытый. Если утвержденный учебным ведомством учебный план содержит, главным образом, сведения о целях и материале учебного процесса по каждому отдельному предмету, то неофициальный, «скрытый учебный план»49 предусматривает латентное сообщение учащимся основных знаний о правилах поведения в обществе, существую-
48 См.: Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение М.: Педагогика, 1991.
С. 52.
4^ Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 102.