Ви є тут

Компьютерно-опосредованная политическая коммуникация: опыт социологического анализа

Автор: 
Артюхина Елена Владимировна
Тип роботи: 
опыт социологического анализа
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
145
Артикул:
191858
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникации как фактора социальных изменений 13
1.1. Интерпретация коммуникативных процессов в
социальных теориях конца XX - начала XXI века 13
1.2. Основные модели компьютерно-опосредованной
политической коммуникации 33
Глава 2. Интернет как средство политической
коммуникации: анализ российского опыта 49
2.1. Особенности развития сети Интернет в российских регионах 49
2.2. Интернет-технологии как инструмент деятельности политических субъектов 65
а'
2.3. Использование компьютерно-опосредованной
коммуникации населением 83
Заключение 102
Библиографический список 106
Приложения 122
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Новые информационные технологии существенно изменяют образ жизни людей, характер организации трудовых процессов и процедур, а также взаимодействия различных сфер общества. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества: количество доступных источников информации для каждого человека, темпы интернетизации, количество специалистов в области компьютеризации и Интернета.
В России, по сравнению с ситуацией даже предыдущего десятилетия, произошли радикальные перемены в области политической коммуникации, и это нашло выражение, как в изменении форм коммуникации, так и в их интенсивности. Среди современных форм коммуникации одно из важных мест занимает компьютерно-опосредованная коммуникация, которая позволяет человеку получать необходимые сведения «здесь и сейчас». Начинается формирование нового канала политической коммуникации, динамика развития которого может перевернуть представления, как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия.
Компьютерно-опосредованная коммуникация реализуется различными субъектами политической жизни в ходе парламентских и президентских выборов, в процессе осуществления текущей национальной, региональной и международной политики, кроме того, новейшие конфликты в политической сфере проявляются в виде информационных войн.
Все чаще исследователи и практики определяют сетевую информацию, доступную благодаря компьютерно-опосредованной коммуникации, как новую форму влияния на умы электората. И хотя этот способ имеет ряд преимуществ - главными среди которых являются легкость и мгновенность опубликования любой информации, отсутствие пространственно-временных границ, возможность тематического поиска и быстрой связи для мониторинга
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Интерпретация коммуникативных процессов в социальных теориях конца XX — начала XXI века
Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается не только способа производства продуктов и услуг, но и организации и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методов воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества в целом. В обществе информационных технологий эффективность социального взаимодействия во многом зависит от быстроты адаптации человека к новым средствам коммуникации. Как результат - возрастающий интерес исследователей к изучению новой социальной системы, идущей на смену индустриализму, в понятиях прогресса научного знания и технологических достижений в области сбора, хранения, трансформации и распространения информации. В научный оборот входит понятие «компьютерно-опосредованная коммуникация», для представления более ясной картины в определении компьютерно-опосредованной коммуникации и ее места в социальной системе рассмотрим данное понятие.
Компьютерно-опосредованной коммуникации - процесс, протекающий в открытой электронной социальной среде, чаще всего посредством вербальных, визуальных и аудиальных средств коммуникации (текстов, графиков, видео-файлов оцифрованной речи и изображения), инициирующие формирование Интернет-сообществ и особую форму самопрезентации1.
’Розина. И.Н. Компьтсрно-опосрсдованная комуникация в практике образования и бизнеса // Сборник научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. -С. 221.
13
Среди ключевых технологий, повлиявших на появление и развитие этого вида коммуникации, можно назвать следующие сетевые аппаратно-программные средства: компьютерная сеть, электронная почта, глобальная сеть Интернет, сервисы обмена текстовыми сообщениями - дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции, форумы, ICQ, динамический HTML и интерактивные технологии.
По сравнению с традиционными СМИ компьютерно-опосредованная коммуникация имеет ряд особенностей: I) Возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве. Коммуникативный процесс может проходить в режиме реального времени - с одним собеседником (канал чата, ICQ) или с большим количеством участников (компьютерная видеоконференцсвязь, чат), или в режиме отсроченного общения - с одним собеседником (личная электронная переписка) или со многими (список рассылки, телеконференции, вебфорумы). 2) Мультимедийное^ - Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты других СМИ, цена пересылки письма по электронной почте гораздо ниже пересылки с помощью обычной почты. 3) Персонализация - Интернет обеспечивает необходимой информацией на любом уровне заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка может быть обеспечена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению. 4) Интерактивность -Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы, чаты и телеконференции1.
Коммуникативные технологии Интернет можно разделить также по двум физическим параметрам - времени и места нахождения участников
'Иванов, Д.Г. Использование Интернет-технологий субъектами российского политического процесса в конце 1990-х -2001 г.: Авторсф. дне. канд. полит, наук. - М., 2002. С. 12.
14