Ви є тут

Дистанционное образование в системе высшего профессионального образования региона : социологический аспект

Автор: 
Колганов Евгений Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296339
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................
Глава I. Дистанционное образование в системе современного высшего профессионального образования........................
1.1. Дистанционное образование как вид образовательных услуг современной высшей школы.....................................
1.2. Отношение жителей региона к использованию дистанционных образовательных услуг........................................
1.3. Качество и доступность дистанционного образования.......
Глава II. Дистанционные образовательные услуги высшей школы как фактор формирования «человеческого потенциала» региона...................................................
2.1. Возможности дистанционного образования в формировании «человеческого потенциала» региона...........................
2.2. Дистанционные образовательные услуги в инновационном
развитии «человеческого потенциала» региона..................
Глава 111. Социальные механизмы совершенствования дистанционных образовательных услуг вузов Республики Ба ш кортоста н..............................................
3.1. Взаимодействие участников образовательного процесса как предпосылка повышения качества и социальной доступности дистанционных образовательных услуг..........................
3.2. Пути совершенствования дистанционных образовательных услуг в
регионе......................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для современного общества характерен новый взгляд на образование, который видоизменяет функциональную роль системы образования и придает ей характер интегративного социального института. Процессы глобализации всех сфер общественной жизни делают реализацию задачи непрерывного образования населения жизненной необходимостью. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 -2010 гг. предусматривает «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий»1. К инновационным образовательным технологиям отно-сится дистанционное обучение“. Современные дистанционные образовательные технологии (ДОТ) открывают реальные перспективы для повышения качества знаний и оперативности образовательного процесса, для решения различных социальных проблем, связанных с функционированием института образования’.
■ Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. Принята Правительством 3 сентября 2005 г. Распоряжение № 1340-р / Сайт Федерального агентства по образованию. - Режим доступа: http://www.cd.gov.ru
2 Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. См. Концепция создания и развития единой системы дистанционног о образования в России: утверждена Постановлением Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6.
3 Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. См. Федеральный закон от 10.01.2003 № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят ГД ФС РФ 25.12.2002)».
18
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
19
ГЛАВА I. Дистанционное образование в системе современного высшего
профессионального образования
1.1. Дистанционное образование как вид образовательных услуг
современной высшей школы
Поддержание конкурентоспособности страны сегодня невозможно без интенсивного развития системы образования, оказывающей прямое и непосредственное влияние на инновационное развитие экономики, социальной и духовной сферы общества, на формирование человеческого потенциала. Становящаяся система непрерывного и инновационного образования сама должна непрерывно совершенствоваться. Наряду с традиционными технологиями, оправдавшими себя в современных условиях, широкое применение находят новые технологии образования. Среди них находятся и образовательные услуги, с использованием дистанционных образовательных технологий. Подчеркнем, что сегодня речь идет не о противопоставлении различных технологий, используемых в высшей школе, не о замене одной технологии другой. «Формирование целостности системы образования может быть осуществлено только на путях интеграции традиционных и инновационных технологий»1.
Образование - сфера, где идет постоянный поиск альтернативных способов и методов передачи информации от преподавателя к студенту. Система высшего образования, опирающаяся только на традиционные образовательные технологии, сегодня не в состоянии обеспечить в полной мере удовлетворение потребностей населения как в количественном (по охвату населения образовательными услугами), так и в качественном отношении. Качество образования сегодня зависит не только от квалификации преподавателя (знаний, педагогического и методического мастерства), но и от оперативности передачи информации от преподавателя к студенту. Интенсификация образовательного процесса предполагает сжатие времени на получение все более
1 Антошкин В.Н. Развитие российского общества: социальные законы и социальная модернизация. Уфа, 2007. С. 141.