Ви є тут

Третий сектор в социальном обслуживании населения региона современной России : по материалам социологических исследований

Автор: 
Васильева Елена Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278090
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3.
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования «третьего сектора» 13.
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию «третьего сектора» 13.
1.2. «Третий сектор» как объект социологического анализа 35.
1.3. Исследование роли «третьего сектора» в социальном обслуживании населения: методология и методика 64.
Глава 2. «Третий сектор» в социальном обслуживании населения в регионе современной России 78.
2.1. Нормативно-правовые и организационно-технологические основы обеспечения повышения роли «третьего сектора» в социальном обслуживании населения 78.
2.2. Основные характеристики роли «третьего сектора» в сфере социального обслуживания населения в Алтайском крае 109.
2.3. Направления повышения роли «третьего сектора» в социальном обслуживании населения региона 127.
Заключение 151.
Литература 156.
Приложения 180.
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время «третий сектор» начинает играть все более заметную роль в жизни общества. Политические и экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х гг., повлекшие за собой трансформации в российском обществе, послужили мощным импульсом для интенсивного развития гражданских инициатив. Изучение предпосылок формирования «третьего сектора», анализ особенностей развития и выделение закономерностей его функционирования позволяет говорить о наличии определенных этапов, характеризующих его эволюцию в российском обществе. Оформление нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование некоммерческих организаций (НКО), профессионализация их деятельности, консолидирование НКО для решения назревших социальных проблем во многом способствовало становлению «третьего сектора» как социального института современного российского общества.
Особую роль «третий сектор» приобретает в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения. Нарастание социальных проблем (снижение уровня жизни большей части населения страны; рост безработицы, алкоголизма, наркомании; распространение социального сиротства, беспризорности и безнадзорности детей и подростков) и отсутствие их эффективного решения государственными, региональными и муниципальными органами власти позволило некоммерческим организациям найти свою нишу на формирующемся рынке социальных услуг. Особенностями деятельности НКО в сфере социального обслуживания населения являются личностная вовлеченность и энтузиазм лидеров и сотрудников, быстрое реагирование на возникающие потребности нуждающихся групп населения и предложение новых видов услуг, привлечение внимания общественности и средств массовой информации к
з
деятельности, фонда основных средств, достигается определенная независимость от негативных рыночных воздействий.
Другим основанием выделения «третьего сектора» является организационная природа элементов, его составляющих. Это позволяет ограничить его от сферы неформальной помощи и поддержки между друзьями и родственниками, равно как и от не имеющих организационных форм социальных движений, общественных инициатив и т. д. [104; с.11].
Некоммерческий сектор призван защищать и реализовывать интересы граждан, действуя независимо от государства и коммерческих структур [43; с.9]. Со своими неудовлетворенными запросами граждане могут обратиться в негосударственные некоммерческие организации, которые пытаются восполнить недопроизводство определенных товаров и услуг или обеспечить более весомое и влиятельное представительство различных социальных групп, реализуя, тем самым, механизмы прямой демократии и вынуждая другие сектора, и особенно государственный, эффективнее и результативнее действовать в интересах общества.
Таким образом, существование «третьего сектора», обусловлено тем, что им выполняется ряд необходимых для поддержания стабильности общества функций. В литературе наиболее часто выделяется следующие [19, 43]:
□ оказание социально-значимых услуг, которые характеризуются оперативностью при реагировании на потребности населения, новые социальные проблемы, и низкими административными издержками.
□ внедрение социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и т. п.) были впервые внедрены некоммерческими
17
организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики.
□ содействие строительству гражданского общества. НКО через механизмы общественной экспертизы и контроля содействуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы, реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством.
□ осуществление баланса сил между социальными группами, а также между семьей и бюрократической частью бизнеса и правительства.
а усиление ответственности правительства и государственных органов власти за счет мониторинга, осуществляемого некоммерческими организациями.
□ поддержание конкурентных отношений на рынке социальных услуг.
□ удовлетворение многообразных потребностей населения.
□ вовлечение населения в управление территориями.
□ артикуляция групповых общественных интересов.
□ распространение таких ценностей как свобода выбора, гражданская активность, ответственность, самоорганизации, добровольность, социальная полезность, благотворительность и др.
Признание значимости и востребованности деятельности «третьего сектора» в российском обществе выражается в непрерывном увеличении числа некоммерческих организаций. Так, по данным Госкомстата РФ [43; с.7], на 1 января 2000г. количество некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм составило почти 484989, тогда как на 1 января 2002г. их было зарегистрировано 589228.
Актуальным является вопрос о количестве реально действующих организаций, ответить на который достаточно сложно. По разным оценкам,
18