Работа выполнена в ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Гогиберидзе Георгий Меджидович
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор
Магомедов Алжанбек Ашурбекович
кандидат социологических наук, доцент Васильева Евгения Николаевна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный
социальный университет»
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................. 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
профессиональной социализации студенческой молодежи 13
1.1. Мотивационная структура профессиональной социализации.......13
1.2. Основные факторы профессиональной социализации студента.....27
1.3. Содержательная, динамическая и институциональная составляющие профессиональной социализации........................69
Глава 2. Процесс социализации молодежи в системе
профессионального образования................................91
2.1. Система профессионального образования как институт социализации молодежи............................................91
2.2. Профессиональное самоопределение студенческой
молодежи в контексте проектирования социальной карьеры 105
2.3. Профессиональное образование как инструмент
реализации жизненной перспективы............................122
Заключение 139
Библиографический список......................................142
Примечания
166
16
следующим образом: социальная среда - самореализация - жизненная позиция. Вступая и процесс жизненного самоопределения молодежь испытывает воздействие социальной среды (социально-территориальной принадлежности, социального происхождения и образования), ее сформировавшей, и реализует свой потенциал. Определяющей же в процессе жизненного самоопределения становится жизненная позиция.
Многоаспектный процесс жизненного самоопределения, по мнению вышеуказанных исследователей, связан с достижением стабильной жизненной позиции во всех сферах жизнедеятельности. Жизненное самоопределение характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья. Оно становится возможным по мере становления целостного индивидуального «Я» личности, освоения ею способности совершать осознанный и ответственный выбор. По мере достижения определенной степени зрелости, обретения собственной субъектности, личность становится способной совершить собственный ответственный выбор. Жизненный выбор в любой из сфер жизнедеятельности, в том числе профессиональной включает:
- сопоставление вероятных положительных и негативных последствий выбора, предвидение его результатов в социальном и индивидуальном планах;
- выработку жизненной позиции и личностного отношения к создающим ситуацию выбора объективным условиям;
- определение социализации личности и формирование жизненных планов; определение линии поведения, в том числе изменение поведенческих установок и стереотипов в соответствии с принятым решением.
Уточнив понятие «жизненное самоопределение» и выделив частные формы данного феномена, перейдем к изучению понятия «профессиональная социализация».
17
Роль профессиональной социализации может быть рассмотрена и нескольких аспектах: нравственном, затрагивающим морально-этическое осмысление предстоящей деятельности и своего места в ней и в жизни в целом; психолого-педагогическом, социологическом.
С нашей точки зрения, наиболее полно отразить не только психологический и нравственный, но, прежде всего, социальный смысл профессиональной социализации поможет такое понимание термина «профессиональная социализация», которое рассматривает этот процесс как выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития.
Такое, определение профессиональной социализации позволяет рассматривать данный процесс с трех принципиальных позиций: 1) как серию задач, которая ставит общество перед личностью (социологический поход);
2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых возможно сочетание между собственными предпочтениями молодого человека и потребностями общества в результате разделения труда (социально-психологический поход); 3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход).
Собственно психологическое понимание процесса профессиональной социализации затрагивает особенности индивидуально-личностной предрасположенности к тому или иному виду деятельности, выявляет механизмы его становления и определяет возможности управления этим процессом.
Известный специалист в сфере психологического профессиоведения Е.А. Климов полагает, что профессиональную социализацию следует пони-
- Київ+380960830922