Ви є тут

Особенности социализации дезадаптированных детей в трансформирующемся обществе

Автор: 
Чурилова Людмила Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193113
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................. 3
Глава 1. Социализация детей в детерминантах социально-структурных отношений
общества
1.1 Статусно-ролевые состояния детства как предмет социологического
анализа.................................... 16
1.2 Дезадаптированные состояния детства в социальной структуре общества.................. 44
Глава 2. Социологическая диагностика
дезадаптированных состояний детей
2.1 Социальные характеристики и факторы детской беспризорности и
безнадзорности............................. 63
2.2 Социальная аномия семейных отношений как фактор дезадаптации детей...................... 88
Глава 3. Социальная политика государства как инструмент социализации детства
3.1. Оптимизация управленческого взаимодействия в профилактике беспризорности
и безнадзорности детей..................... 110
3.2. Социальная практика преодоления детской дезадаптации................................... 129
Заключение ........................................... 158
Список использованной литературы и источников............................... 154
Приложение 1. Социальные признаки групп безнадзорных и
беспризорных детей......................... 164
Приложение 2. Социальные факторы риска..................... 167
Приложение 3. Психолого-педагогические факторы риска 168
Приложение 4. Социальные портреты беспризорников........... 169
Приложение 5. Семейные «династии» асоциального поведения 175
Приложение 6. Распределения ответов детей на анкету «Детская
беспризорность в Хабаровском крае»........... 176
Приложение 7. Распределения ответов экспертов на анкету
«Детская беспризорность в Хабаровском крае».. 188
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное российское общество сталкивается с кризисными социальными и экономическими процессами, отражающими глубокую трансформацию базисных основ своей жизнедеятельности. Безработица, миграция, снижение уровня жизни, рост бедности многих социально уязвимых слоев общества привели к существенным изменениям статусно-ролевых характеристик семей с детьми. Реформы обусловили новые социально-экономические формы их жизни, привели к смене семейной идеологии и привычной системы ценностей, вызвали состояния неуверенности, социальной и психологической дезадаптации.
Особенно остро эти процессы отражаются на социализации молодого поколения, оказавшегося в зоне социального и экономического неблагополучия. Как следствие, с начала 90-х гг. XX века в российском обществе проявилась и стала усиливаться проблема дезадаптации большой возрастной когорты несовершеннолетних, наиболее ярко проявившаяся в феномене детской безнадзорности и беспризорности. Это социально опасное явление - одна из форм социальной и психологической дезадаптации - тесно связано с такими отклонениями от процесса социализации, как уклонение от учебы, бродяжничество, курение, ранняя алкоголизация, наркомания и другие формы асоциального поведения. По экспертным оценкам в современной России от двух до пяти миллионов детей находятся в состоянии безнадзорности и беспризорности '.
Напряженная ситуация с детской беспризорностью и безнадзорностью сохраняется и в Хабаровском крае. По данным УВД края за 2001 год милицией было задержано более одиннадцати тысяч несовершеннолетних "бродяжек" и "попрошаек", из которых более 30% в возрасте до 13 лет2.
1 Озеров В.Л. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. Доклад на парламентских слушаниях 12 ноября 2001 года. Аналитический Вестник Д?20 (176)-М., 2002.-С.6- 16.
2 Партыка К. Семь нянек для новых Гаврошей //Тихоокеанская звезда. - 2001.- 21июня.
18
это не борьба классов за их коренные интересы, а борьба индивидов за их лучшую «социальную роль».
Наряду с классовой структурой общества и соответствующими ей статусами, выделяется профессионально-квалификационная, социально -демографическая, поселенческая структуры. Каждая из них соответственно включает в себя соответствующие социальные статусы. Социальный статус предполагает выполнение занимающим его индивидом определенной социальной роли. А ролевые отношения, в которые вступает индивид, свидетельствуют о необходимости учета психологического аспекта социального статуса. Являясь вторичным по отношению к объективно заданной позиции в социальной структуре, психологический аспект социального статуса проявляется в индивидуальном определении своего положения, а также индивидуализации выполнения роли. Индивидуальное определение социального статуса по отношению к позициям других людей или групп дает возможность соотнести оценку социального статуса, проявляющегося в феномене социального престижа.
Восприятие категории и статуса детства отличается большим разнообразием по регионам планеты, и в отдельных странах дети остаются важным элементом рабочей силы часто вопреки закону. По данным Всемирного движения в защиту детей 250 млн. детей от 5 до 14 лет в развивающихся странах работают. Из них 60 миллионов подвергаются эксплуатации в самых худших формах детского труда. Более 300 тыс. детей от 7 до 18 лет участвуют в военных действиях в 30 странах мира, 110 млн. детей (в основном девочки) не имеют возможности посещать учебные заведения.п
Статус детства в современном понимании развивался по мере становления официальной системы образования. Французский социолог Ф. Арьес отмечал, что в средневековой Европе дети воспринимались как маленькие взрослые, что формировало и отношение к ним. В викторианскую
п Неофициальное краткое игложснис Конвенции о правах ребенкаУ/Беспризорник, - 2002. -Jftl.-C.2-I5.
19
эпоху детство идеализировалось как период невинности, когда основное внимание должно быть обращено на духовное воспитание личности. Хотя отнесение «открытия детства» к строго определённому историческому периоду вызывает сомнения и возражения, все историки согласны с тем, что новое время, особенно ХУ И - ХУ 111 вв., ознаменовались зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением хронологически и содержательно детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством, самостоятельной социальной и психологической ценности14. Исследования П.П. Блонского, Л.С.Выгодского, Д.Б. Эльконина, данные этнографии развития детей в различных обществах способствовали преодолению господствующих долгое время представлений о детстве, как “натуральной стадии”, обладающей некими “универсальными” для всех времен и народов свойствами. Доказано, что, будучи социокультурным феноменом детство носит конкретноисторический характер и имеет свою историю развития15. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также оказывают влияние социально-экономические, социально-психологические и этнокультурные особенности конкретного общества и в первую очередь система социализации и социального воспитания. Внутри последовательно сменяющих видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей.
С развитием психологии в XX веке особо указывалось на значение периода детства для формирования взрослой личности. Складывающиеся в
м. Кон И.С. История в системе общественных наук. - В кн. Философия и методология истории. -М.. I977.-C.53.
15 Тони Лаусон. Джоан Гэррод. Соииология Л-Я / Пер. с анг. К.С. Ткаченко. - М.: ФЛИР-ПРВСС, 2000. - С.680.