Ви є тут

Детское чтение в современной России : социальные функции, структура и практики

Автор: 
Колосова Елена Андреевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301481
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1 .Теоретико-методологические аспекты изучения детского чтения... 15
1.1. Детское чтение как социализационный механизм.................15
1.2. Социальные функции детского чтения в современном обществе....36
1.3. Структура детского чтения и типология читательских практик...47
Глава 2. Чтение детей в современном российском обществе: воспроизводство и трансформация практик..............................61
2.1.Содержание чтения детей доподросгкового возраста..............63
2.2.Место чтения в общей структуре жизнедеятельности современного ребенка........................................................82
2.3. Трансформация практик детского чтения в современном
обществе..........................................................99
Заключение.......................................................116
Список источников и литература.....................................122
Приложение 1........................................................136
Приложение 2........................................................142
Приложение 3........................................................144
Введение
Актуальность темы исследования. Чтение в современном обществе - ОДИН ИЗ важнейших элементов культуры, инструмент ДЛЯ' повышения интеллектуального потенциала нации, творческой > и социальной активности российского общества1. Актуальные вопросы сохранения* иобогащения традиций, книжной- культуры, культуры восприятия текстов-'связаны с формированием у подрастающих -поколений* потребности в чтении. Общепризнанно, что процесс: приобщения ребенка к чтению. имеет огромный социальный смысл. Базовые социально* значимые знания и установки, образцы социализированной личности аккумулируются в письменной культуре и передаются посредством чтения, которое является в современном обществе одним из механизмов, социализации; В связи: с изменениями, происходящими в социальной и культурной жизни* меняется роль детского чтения в семье, его значение в контексте реформы школьного образования, место в общей структуре жизнедеятельности подрастающего поколения.
Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что современные дети мало читают, предпочитая, книге другие виды досуговой деятельности. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения-, детей, и как следствие снижение уровня грамотности подрастающего поколения.
В XXI веке дети читают другую литературу и иными способами, нежели предыдущие поколения! Достаточно интенсивно идет процесс трансформации, принципиального переструктурирования читательских практик современных детей; Меняются основные характеристики детского чтения: статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными, и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения и пр.
1 Концепция Национальной программы «Чтение»: [Принята 7 сентября 2001 года Всероссийским конгрессом в поддержку чтения] // Чтение. Общество. Государство: Кн.2 / СИРПП и др. М, 2002. С.14-17.
13
экрана стационарного или переносного компьютера (эти возможности для чтения уже используют 3% младших школьников). 22% школьников практикуют чтение в Интернете (просматривают сайты библиотек, книжных издательств, общаются на форумах, в блогах) (ЮЧ-2010): Электронные учебники в школах используются-пока в качестве эксперимента.
5. Установлены серьезные гендерные различия' в чтении- детей^ младшего школьного возраста. Чтение книг в детской среде остается более женским занятием, так же как и во взрослом обществе. Книги о природе и животных, приключения, юмор и сказки наиболее популярны среди девочек, которые больше включены в процесс воспроизводства образовательных и управляемых практик, и более активно осваивают новые практики чтения (электронное чтение, чтение с помощью специальных устройств, чтение в Интернете). Мальчики- традиционно предпочитают книги о войне, спорте, технике, компьютерах и истории, проявляя больший интерес к самообразовательным и свободным практикам.
6. Выявлено три группы факторов, способствующих поддержке и развитию детского чтения в современной России. К макрофакторам отнесены устойчивое книгоиздание; сеть общедоступных детских библиотек; доступный рынок книготорговли; поддержка школ с литературным уклоном, стимулирующие условия формирования человека читающего. Мезофакторами следует считать процессы глобализации и информатизации в современном российском обществе. Микрофакторы — традиции чтение в семье, читающее окружение (сверстники), направленные действия воспитателей и учителей по приобщению подрастающего поколения к чтению.
Практическая и теоретическая значимость исследования.
Теоретические и практические аспекты проведенного исследования возможно применить в учебном процессе, в преподавании таких учебных курсов как «Социология детства», «Социология образования», «Социология
14
СМИ» и др. Новизна и оригинальность проекта состоит в привлечении социологических методов для изучения детского чтения, как сложной социальной проблемы современного общества. Особое значение данное исследование имеет в контексте оценки деятельности Национальной программы развития и поддержки детского чтения.
Результаты исследования могут применяться в работе социальных организаций, занимающихся детством, детскими учебными заведениями и общественными объединениями. Выводы и рекомендации на основе исследований автора внедрены в деятельность Российской государственной детской библиотеки.
Апробация результатов исследования.
В рамках данной проблематики были опубликованы 21 статья, 4 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
За период с 2006 по 2011 год автор приняла участие в 13 конференциях по социологии детства, чтения и образования, в России и за рубежом. Темы выступлений были тесным образом связаны с проблематикой, описываемой в данной работе. На конференциях были представлены промежуточные результаты исследований, проводимых в рамках данной работы. Тексты докладов, а также тезисы выступлений были опубликованы в сборниках по соответствующим конференциям.