Ви є тут

Социальная адаптация сельской молодежи российского региона в студенческой среде : На примере Оренбургской области

Автор: 
Мугиль Юлия Валентиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274119
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I. Социальная адаптация сельской молодежи в студенческой
среде как социологическая проблема..............................12
§ 1. Исследовательские подходы к проблеме социальной
адаптации в зарубежной и отечественной науке...............12
§ 2. Теоретические и эмпирические основы исследования
социальной адаптации студентов из сельской местности.......28
Глава II. Закономерности процесса социальной адаптации
сельских жителей Оренбуржья в студенческой среде..............50
§ 1. Основные факторы, тенденции и противоречия
социальной адаптации студентов из сельской местности
в условиях общественной трансформации.....................50
§ 2. Сельские студенты Оренбуржья: проблемы и направления
социальной адаптации......................................76
§ 3. Проблемы оптимизации процесса социальной адаптации
современных студентов из села............................107
Заключение 125
Список использованной литературы......................................137
Приложения.......................................................161
2
Введение
Актуальность проблемы. В условиях происходящей в нашей стране радикальной общественной трансформации с особой остротой встает проблема социальной адаптации к переменам как всего российского социума, так и молодежного слоя населения - в особенности. С одной стороны, молодежь является наиболее динамично приспосабливающейся к новым условиям социальной группой. Одновременно, в силу того, что молодежь находится только «в начале жизненного пути», она менее всего защищена от воздействия общественных дисфункций трансформационного процесса. С другой стороны, именно от того, в каких формах и какими темпами происходит нынешняя социальная адаптация молодежи, во многом зависит перспективное состояние российского общества в целом. Поэтому изучение адаптации молодежи к социальным изменениям в современной России является не только важной исследовательской задачей социологии, но и одной из актуальных практико-прикладных проблем общественного развития.
Повышенный интерес вызывает исследование социальной адаптации сельской по происхождению молодежи в студенческой среде по нескольким причинам. Во-первых, студенчество, как известно, является интеллектуальным и культурным авангардом молодого поколения уже в силу того, что в течение нескольких лет «профессионально» занимается повышением своего образовательного уровня.
Во-вторых, социальная адаптация студенческой молодежи происходит на решающем для любого человека этапе жизни, когда формируются мировоззрение и ведущие направления его жизненной позиции, приобретается специальность, закладываются основы социального поведения.
В-третьих, социальная адаптация к происходящим в стране переменам для в недавнем прошлом сельских жителей «накладывается» на адаптацию к
цим» выглядело несколько упрощенным, как «... пассивный процесс приспособления субъекта к требованиям общества, установление равновесия с социальными требованиями и запретами ценой жертв со стороны личности или группы. В ряде концепций (Ж.Пиаже, Р.Мертон) социальная адаптация понимается как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды»1.
В то же время в новейших энциклопедических изданиях социологической направленности при характеристике социальной адаптации специалисты опираются на парсоновскую интерпретацию данного феномена: «адаптация - 1. приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. 2. В теории Т.Парсонса - вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением идеи и сохранением ценностных образцов». Одновременно социальная адаптация рассматривается как «процесс и результат (подчеркнуто мной - Ю.М.) активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды»2.
Современное состояние изученности западных социологических теорий в отечественной науке позволяет сказать, что в зарубежном классическом наследии сфокусированы важные идеи и теоретико-методические подходы к изучению социальной адаптации, в том числе в тех работах, где адаптационный процесс специально не рассматривался. На наш взгляд это фундаментальные идеи следующих исследователей: Г.Спснсера (в рамках теории эволюции, философии социального дарвинизма: естественный отбор в обществе способствует выживанию наиболее приспособленных); Э.Дюркгейма (в контексте теории социальной дезинтеграции, в результате которой возникает состояние аномии, и человек не может приспособиться к новым условиям социальной среды); М.Вебера (с позиции «понимающей социологии», осмысленного (рационального) действия, ориентированого на других; роль религиозно-этнических устано-
1 Современная западная социология. Словарь. М. 1990. - С. 9-10 г ЭнциклопедическиП социологический словарь. Под ред. Г.В.Осипова. М. 1995. - С. 7
16
вок индивидов, групп в процессе приспособления к новому капиталистическому
обществу); Дж.Мида (в контексте символического интеракцнонизма: коммуникация есть средство взаимоприспособления индивидов); М.Мида (в границах концепции культурного отбора - избирательного добровольного освоения ценностей другой культуры, анализа процессов ассимиляции - культурного поглощения, аккомодации - вынужденного приспособительного освоения языка другой культуры); Т.Парсонса (с позиций структурного функционализма, механизмов поддерживания социального порядка в социальных системах, где одним из важнейших функциональных тсбований к системе является адаптация по отношению к внешней среде); Р.Мертона (в рамках теории среднего уровня, изучения дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре, с позиции социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам); Р.Линтона (при изучении теории социального взаимодействия: одним из важнейших условий выживания, приспособления индивида к новой среде является способность общества предоставлять ему безболезненные выходы из сложившейся ситуации; если общество дезориентирует и подавляет личность в одних направлениях, то оно должно дать ей возможность компенсировать утраченное в других отношениях); П.Делора и А.Дюссена (в анализе теории «социальной дезадаптации» основная причина социальной патологии заключается в дисгармонии ритмов природной жизни человека и ритмов современного общества) и многих других.
Нельзя не отметить и интересные идеи, концепции дореволюционных отечественных мыслителей, основоположников российской социологической мысли. На наш взгляд именно эти теоретические достижения во многом подготовили методические основы социологического исследования феномена социальной адаптации уже на «нашей», отечественной «социальной почве». По нашему мнению, это прежде всего работы Л.И.Мечникова (существенное влияние географической среды на адаптацию человека); Н.Я.Данилевского (суть разви-
17