Содержание
Введение........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования женщин-предпринимателей в современном российском обществе...15
1.1. Женщины-1 гредприниматели как особая социальная группа 15
1.2. Духовно-нравственные ценности женщин-предпринимателей
в современном российском обществе..............................39
1.3., Методология исследования женщин-предпринимателей.........58
Глава II. Женское предпринимательство в условиях трансформации российского общества.............................71
2.1. Основные формы предпринимательской деятельности
женщин..........................................................71
2.2. Аксиологические основы предпринимательской деятельности женщин............................................93
2.3. Нравственные ценности в сфере
брачно-семейных отношений....................................117
Заключение....................................................139
Библиография..................................................145
Пр" ложение 1.................................................163
Приложение 2..................................................173
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации российского общества, вызванных переходом к новым мировоззренческим позициям
постиндустриального общества и сопровождающегося переоценкой социальных, экономических, духовно-нравственных ценностей, произошло изменен*:.. социального статуса женщины и ее нравственных основ жизнедеятельности. Поэтому выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью осмысления его содержания, структуры,
специфики.
Роль и статус женщины в современном российском обществе наглядно демонстрируют наличие кризисных явлений в его социально-экономической, политической и культурной жизни. Поэтому жепщины-предприниматели, представляя собой особую социальную группу, оказывают решающее влияние на динамику семейно-брачньтх отношений, на условия развития института брака и семьи, трансляции межпоколенческих ценностей и т.д. Это говорит о том, что в современной России четко прослеживается взаимосвязь духовно-нравственного кризиса с кризисом экономическим, последствиями которого являются негативные изменения духовно-нравственных ценностей
современной российской женщины, имеющих, в свою очередь серьезные и
глубокие последствия для общества в целом и для женщины в частности. Таким образом, важнейшими составляющими духовно-нравственными ценностями женщин являются: стремление реализовать себя как мать, жену, работницу и профессионала. Комплексное изучение этих элементов духовно-нравственной системы и определяют трудности и актуальность настоящего исследования.
В период реформ женщина была поставлена в неравные условия с мужчино’:!. Дискриминационные явления усиливались с ростом инфляции, безработицы, отсутствием нормативно-правового регулирования в решении женского вопроса и т.д. Это предопределило изменение и переосмысление системы ценностей российского общества и женщины в частности,
16
Согласно П.М. Блау, «концептуальное воззрение большинства социологов на понятие социальной структуры изобилуют многочисленными коннотациями и подтекстами, что делает весьма затруднительным, если вообще возможным, отыскание единого определения. Без сомнения это обстоятельство служит основной причиной, по которой многие социологи воздерживаются от представления какого-либо определения этого понятия»1.
Если мы обратимся к философской трактовке понятия «структура», то увидим, что «структура (от лат. Structure - это строение, порядок, связь) -совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность»“. С одной с’тороны, социальная структура выступает в роли связующего элемента общества (обеспечивает его целостность), с другой стороны, она рассматривается, как нечто, что позволяет представить общество в виде обособленных совокупностей, то есть несет в себе определенный смысл разделения.
В.И. Свидерский определяет понятие «структура» как «...принцип, способ, закон связи элементов в рамках данного целого»*. Термин принцип в данном определении относится к познанию, поэтому его применение не оправданно. Определение структуры как закона связи элементов сужает понятие структуры, ограничивая совокупность отношений законом этих отношений или выбирая из всех связей только существенные. М.Н. Руткевич приводит следующее определение: «структура - суть, связь элементов систем, отношений между элементами системы»1. В философской литературе структура часто определяется как способ связи взаимодействия элементов системного образования»5.
1 Blau P.M. Introduction: Parallels and Contrasts in structural inquiries / P.M.Blau // Approaches to the study of social structural. - N.Y.: Free press. 1975. -РАО
~ Структура // Философский энциклопедический словарь. М., ИНФРА-М., 2004. - С. 438
3 Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании /
B.И. Свидерский. - М.; СОЦЭКГИЗ, 1962. - С. 18.
4 Руткевич М.Н. Структура как философская категория / М.Н. Руткевич (I Категория диалектики. - Свердловск: Изд-во Уральского госун-та, 1973. — Вып.2. - С.9.
5 Усмов А.К. Системный подход и общая теория систем / А.К. Уемов. - М.: Мысль, 1978. -
C. 127.
17
Структура, то есть наличие определенных взаимодействий между предметами и явлениями, присуща всей материи. Структурность - это всеобщее свойство материи. Структуре принадлежит огромная роль в системе. Именно структура интегрирует, связывает элементы, придает им определенную целостность, вызывает возникновение новых системных качеств'.
Структура общества как системы — это совокупность устойчивых, изменяющихся в пространстве и времени, внутренних связей и отношений между различными общественными институтами и процессами: экономическим базисом, надстройкой, социальными группами людей и т.д. Поскольку общество развивается в силу действия своих внутренних противоречий, оно представляет собой самоорганизующуюся сложную систему. Способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна -именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие.
Под социальной структурой общества понимается совокупность
устойчивых, исторически сложившихся общностей людей (классов, народностей, наций, профессиональных объединений и др.), система их закономерных связей и взаимоотношений. Социальная структура в широком смысле, как структура общества, рассматриваемого в качестве системы - это, прежде всего, структура общественных отношений, различаемых по их типу, то есть взаимосвязь экономического базиса, политической, правовой и идеологической надстройки, а также, в еще более общем плане, взаимосвязь различных областей общественной жизни: экономики, политики, культуры и т.д. — и различных «подобластей» внутри каждой из них. Это структуры
1 Цырендоржиева Д.Ш. Системный метод и синергетика в социальном познании / Д.Ш. Цырендоржиева. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005 - С. 91.
- Київ+380960830922